Європейська Реформація в українській та російській церковній історіографії XIX — початку XX ст.
19.09.2016
Православ’я і лютеранство в Україні та Росії (кінець ХVI — початок XVII ст.)
19.09.2016

Джон Виклеф и европейская Реформация

Статья посвящена анализу роли английского теолога-реформатора Джона Виклефа в борьбе за реформу католической церкви Англии XIV в., определению его места в общеевропейской Реформации XVI в.

Западная Европа знала всякие времена. Пожалуй, самым бурным и сложным в ее истории было XVI столетие, когда уходило Средневековье, уходил феодализм, делала первые шаги капиталистическая общественная система. В этом веке случилось столько ярких знаковых событий, что их хватило бы на тысячелетие средних веков.

Разрушаются феодальная форма собственности на землю и средневековое цеховое ремесло, возникают капиталистические мануфактуры, торговые компании нового акционерного типа, складываются абсолютные монархии, расцветает всеми цветами культура Ренессанса и ее идеологический фундамент — ренессансный гуманизм, стремительно и эффективно идут Великие географические открытия, которые, наконец, показали человечеству, какая она, земля.

Первый реформатор

XVI столетие — это век Реформации, которая затронула каждого жителя западноевропейского континента, прошла через сердце и душу каждого европейца и создала новую христианскую, так называемую, протестантскую церковь. Параллельно и независимо от римского варианта христианства стали существовать лютеранство, кальвинизм, англиканство, пуританство, цвинглианство. Изменялась европейская идеология, менялся менталитет европейского человека.

Разумеется, основой, на которой и благодаря которой родилась и победила Реформация, стали все обозначенные выше процессы. Но истоки реформационных учений XVI в. следует искать в более отдаленных временах. Первым реформатором, сформулировавшим концепцию преобразования католицизма и его церкви, был не Л. Лютер, не Ж. Кальвин, не У. Цвингли, деятели XVI в., а английский богослов, профессор Оксфордского университета Джон Виклеф, живший в XIV в. Транскрипция и написание его фамилии не устоялись, есть варианты: Виклиф, Уиклиф, Уиклеф; английское написание тоже неоднозначно — Wycliffe, Wyclif, Wiclif. Виклеф родился между 1320 и 1330 г., умер 31 декабря 1384 г. Родился, как полагают его биографы, в семье небогатого дворянина, владельца небольшого поместья в Йоркшире.

Образование

В 16 лет он поступил в Оксфордский университет, с которым с тех пор была связана почти вся его жизнь, сначала — в качестве студента, затем — преподавателя. После обучения на обязательном для всех студентов младшем — так называемом артистическом факультете — Виклеф прошел длительный курс занятий на богословском факультете, получив последовательно степень бакалавра теологии, потом доктора теологии. Постоянные заметки и ссылки в работах Виклефа позволяют утверждать, что некоторое время он посвятил изучению точных наук — физике, математике, астрономии, законы которых он использует для объяснения нравственных и религиозных истин.

Религиозно-политическая ситуация в Англии в XIV в.

Классическое по тем временам богословское образование, полученное в одном из лучших университетов Европы, кафедра теологии, на которой Виклеф был оставлен как преподаватель и ученый-богослов, не сделали его человеком только науки. Виклеф-теолог становится политиком и реформатором. И тому были причины — особенности исторического развития Англии в XIV в. Консолидирующаяся английская нация, централизирующееся государство, укрепляющаяся королевская власть — вся центростремительная система страны естественно рождала оппозицию в лице аристократии, баронства. Отсюда бурные внутриполитические события столетия — правительственные заговоры, лишение королей власти, заключение их под стражу, убийства и как итог — в конце XIV в. смена династии.1

В наполненном внутриполитическими дворцовыми кризисами XIV столетии особое место заняло движение за реформу церкви. В Англии, начиная с середины XI в., были свои особенные отношения с церковью и папством, непохожие на отношения светской власти и Рима на континенте Европы. С началом Столетней войны эти отношения резко обострились. Парадоксом в середине XIV в. выглядела традиция, шедшая с начала XIII в. от Иоанна Безземельного, выплаты в папскую курию ежегодной дани в 1000 фунтов стерлингов. К тому же с 1307 г. папы жили уже не в Риме. Их новая резиденция — Авиньон — находилась на территории Франции, с которой Англия начала войну.

Король Эдуард III принимает три радикальных решения: было объявлено, что Англия больше не является папским леном; что она отказывается платить папе дань; запрещалось переносить рассмотрение дел английских подданных в папскую курию.2 Страна поддержала своего короля. Король и знать хотели секуляризации земельных владений церкви. Парламент с неудовольствием смотрел на то, что церковь, обладая огромными богатствами, не платит налоги, ложившиеся тяжелым бременем на всё остальное население страны. Антицерковные настроения во второй половине XIV в. были очень сильными при дворе. Рупором антипапских настроений стал Джон Виклеф, сформулировавший программу преобразования католицизма и его церкви.

Начало общественной деятельности Виклефа

Свою общественную деятельность Виклеф начал с формулировки следующей идеи: «Папе не следует платить ренты и подати, так как он должен быть последователем Христа, который не обладал и не хотел обладать имуществом, светской властью». Проповеди и лекции Виклефа привлекли внимание короля, и в 70-е гг. теолог был вовлечен в королевскую церковную политику. К этому времени относится первый политический трактат Виклефа «Определение прав господства».3

В конце 70-х гг. он создает два больших трактата «О господстве Божьем» и «О господстве гражданском»,4 которые давали ответ на актуальный вопрос: какая власть выше — светская или духовная. С 1377 г. богослов живет в Лондоне, осуждая в церковных проповедях богатство, роскошь, светскость высшего клира.

Преследования и суды

Реакция из Рима на действия богослова последовала незамедлительно: папа издает пять булл против реформатора. В них он называет восемнадцать ошибочных утверждений Виклефа, требуя проведения расследования. В случае подтверждения авторства теолога понтифик предписал арестовать его, добиться письменного отречения от ереси, держать в тюрьме до дальнейших указаний. Позднее папа распорядился, чтобы в трехмесячный срок Виклеф лично предстал перед ним для суда.

В Оксфордский университет была направлена булла, предложившая запретить Виклефу проповедовать свое учение под страхом потери учебным заведением его привилегий. Теологи Оксфорда были возмущены стремлением папы распространить инквизицию в Англии, но поскольку они боялись, что невыполнение требований папы приведет к лишению университета привилегий, остановились на компромиссном решении — ректор предложил Виклефу не покидать Оксфорд. Виклеф согласился на этот мнимый арест.5

Между тем, прелаты Англии начали судебное церковное преследование богослова. Второй суд, затеянный епископатом страны в начале 1378 г., закончился его полным поражением: горожане Лондона ворвались в капеллу Ламбетского дворца и прекратили судебное разбирательство. Епископы вынуждены были вынести осуждение, носившее формальный характер. В нем говорилось, что Виклеф не должен был проповедовать свои воззрения во избежание дурного влияния на мирян.6 Через несколько дней после суда умер папа Григорий XI, новый понтифик был поглощен собственными делами, в церкви начался раскол, папе было не до Виклефа.

Идеи и труды Виклефа

Сам реформатор под влиянием общеевропейских церковных событий уточняет свои позиции. Если до раскола в католической папской церкви он критиковал отдельных пап, то теперь в трактате «О папе» выступил против института папства в целом.

Он пишет проповеди против монахов и монашества. В трактате «О прелатах» теолог утверждает, что прелаты — еретики, потому что всей своей жизнью дают пример людям жизни против и законов Христа, они живут в роскоши, жадны, подкупают знать.7

Живя в Оксфорде, Виклеф формулирует свое понимание таинства причастия, одного из наиболее дискуссионных обрядов в христианстве, публикует проведи, трактаты, начинает перевод Библии на английский язык. В трактате «Об истинности Священного Писания»8 он излагает идею о том, что Библия — закон Божий и, как всякий закон, допускает лишь буквальное понимание. Еретическими Виклеф считает представление клира о наличии в Священном Писании темных мест, нуждающихся в интерпретации священников. Монополия толкования Священного Писания только священниками ставит духовенство в исключительное положение в европейском мире.

Виклеф формулирует постулат о том, что интерпретация Библии затемняет истинный смысл Слова Божьего. Так, своим учением реформатор выбивал почву из-под ног католического духовенства в его утверждении своего преимущественного положения в земном мире.

Перевод Библии на английский язык

Доктрина Виклефа поставила вопрос о необходимости перевода Библии с латинского на английский язык, которым он занимался с 1380 по 1384 гг. вместе со своими приверженцами.

Перевод Священного Писания делал доступным его текст любому грамотному англичанину, который теперь становился самостоятельным толкователем этой великой книги. Верующий больше не нуждался в постороннем комментаторе — священнике, поскольку выходил на непосредственный контакт с Богом без вмешательства церкви и ее представителей — духовенства. Следует заметить, что подобная идея была одним из главных положений в реформационных учениях XVI в.

Обвинение в ереси и отлучение от церкви

В мае 1382 г. по требованию папы английские прелаты попытались предать реформатора еще раз анафеме. Получив 6 мая 1382 г. буллу из Рима,9 они собрали в доминиканском монастыре Лондона собор, на котором были выдвинуты обвинении против 24-х еретических положений доктрины Виклефа.

Под давлением Кентерберийского архиепископа Оксфордский университет был вынужден признать эти положения ошибочными и еретическими. Последователи ученого, как и он сам, были изгнаны из университета, а затем отлучены от церкви. После нескольких безрезультатных попыток доставить Виклефа на суд папы в Рим его оставили в покое.

В конце жизни он переехал в Люттерворт, где написал свое главное сочинение «Триалог».10 В течение двух последних лет жизни Виклеф был разбит параличом, писать не мог, поэтому трактаты создавались под диктовку учениками. 31 декабря 1384 года Виклеф умирает.

Констанцский католический собор 1415 г., рассмотрев учения Виклефа и чеха Яна Гуса, осудил их как еретиков. Гус, как известно, был сожжен. Сожжению подлежали и труды Виклефа. Кости его были извлечены из земли, сожжены, а пепел развеян. По другой версии могила реформатора была осквернена в 1428 г., останки выкопаны, сожжены и брошены в реку.11

Распространение учения Виклефа

Но учение Виклефа не было забыто. Он имел учеников и последователей, прежде всего, в лице странствующих проповедников — лоллардов (бедных священников), вышедших их стен Оксфорда. В длинных красных грубых одеждах они двигались по городам и селам Англии и учили народ виклефианству.

Католическое духовенство преследовало лоллардов. Вот как один из прелатов комментировал ситуацию: «Виклеф сделал Священное Писание для мужчин и женщин, умеющих читать, более доступным, чем оно было прежде для ученых клириков, так что бисер Священного Писания разметан перед свиньями и топчется ими».12

002

Лолларды провозглашали и распространяли не только антицерковные и антипапские идеи, они формулировали программу социальных преобразований в стране. С началом XV в. несколько особенно упорных лоллардов были сожжены на костре инквизиции, а само движение превратилось в секту, которая существовала весь XV в.

С началом реформации в Европе и в Англии, в XVI в., лолларды с радостью встретили своих союзников, формулируя требования не только религиозной реформы, но и социального, правового и имущественного равенства. Идеи Джона Виклефа, его программа реформы католицизма легла в основу реформационных учений европейских протестантов. Для У. Цвингли, для М. Лютера, для Ж. Кальвина Виклеф был учителем, наставником, поводырем в бурях кипучего XVI столетия.

Примечания

  1. Маркова С.П. Англия эпохи средневековья и раннего нового времени. — Майкоп, 2005. — С. 88-144.
  2. Там же. — Гл. II, III, IV.
  3. Илларионова Е. В. Жизнь и литературная деятельность Джона Виклефа // Из истории западноевропейского средневековья. — М., 1973. — С. 211.
  4. Городцов П. Д. Предшественник реформации Джон Виклеф. Его жизнь и реформаторская деятельность. — Пг., 1917. — С. 42.
  5. Маркова С.П. Указ. соч. — С. 97.
  6. Там же.
  7. Илларионова Е. В. Указ. соч. — М., 1973. — С. 225.
  8. Гиббенс Г. Английский реформатор. — М., 1898. — С. 7.
  9. Поулсен Ч. Английские бунтари. — М., 1987. — С. 81.
  10. Маркова С.П. Указ. соч. — С. 99.
  11. Илларионова Е. В. Указ. соч. — М., 1973. — С. 236.
  12. О лоллардах см. работу Е. В. Кузнецова.

Светлана Маркова

Вестник Адыгейского государственного университета, 2006 №2

Источник: cyberleninka.ru

Иллюстрации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *