У Харкові ухвалено план заходів із відзначення 500-річчя Реформації (ФОТО)
10.02.2017
На круглому столі в Харківській облдержадміністрації оргкомітет R500 закликав до просвітництва й доброчинності (ВІДЕО, ФОТО)
10.02.2017

Джордж Уитфилд и Великое пробуждение в XVIII веке

Джордж Уитфилд родился в 1714 году в английском городе Глостере в семье трактирщика. Вскоре после его рождения отец умер, и мать, вторично вступив в несчастливый брак, развелась и осталась с семью детьми. Мать Уитфилда возлагала на него большие надежды. Она отдала его в школу, однако в 15 лет он оставил ее, чтобы работать в трактире. Однако вскоре мать решила отдать его в один из колледжей Оксфорда, и он самостоятельно подготовился к вступлению и смог поступить. С детства Уитфилд также увлекался театром. Его привлекала сцена и он сам обладал актерским талантом.

В 1732 году, в возрасте 17 лет, Уитфилд поступает в Оксфорд. Он знакомится с Чарльзом Уэсли, который открывает для него дорогу в высшее общество. Затем вместе Джоном и Чарльзом Уэсли он становится членом «Святого клуба». Уитфилд называет 1735 год годом своего обращения. Из-за слабого здоровья он прерывает учебу на некоторое время и, вернувшись в Глостер, получает рукоположение как служитель Англиканской Церкви. В 1936 году Уитфилд заканчивает Оксфорд.

С этого времени он принимает активное участие в методистском движении совместно с братьями Уэсли, занимаясь организацией групп, подобных «Святому клубу». У него открывается дар проповедника, и он проповедует как в церквях, так и вне их. Джордж настаивает на целесообразности проповедования вне помещения, и затем его примеру следуют и другие, в том числе, и братья Уэсли. С 1737 года он начинает публиковать свои проповеди.

Он решает быть миссионером в американских колониях Британии, выбирая своим полем миссии штат Джорджия. Он отправляется туда в феврале 1738 года. Однако, пребыв в Джорджию, он не смог долго усидеть на месте, но понял, что его призыв — проповедовать столь широко, сколько это возможно. Тем не менее, впоследствии он организует детский приют именно в штате Джорджия. В конце того же года он возвращается назад в Лондон. Так начинаются его миссионерские путешествия по всему англоязычному миру. За свою жизнь, он преодолел Атлантику 13 раз. Его путешествия по Америке в 1739-40 годах совпали с пиком Великого пробуждения. Он был в Шотландии 14 раз и также регулярно проезжал Англию и Уэльс. Повсюду он проповедовал, устраивал конференции, выпускал журналы.

Уитфилд бы женат, по словам биографов, не особо счастливо. На протяжении всей своей жизни он был окружен удивительными и знаменитыми друзьями. Это и братья Уэсли, и богослов Джонатан Эдвардс, в церкви которого Уитфилд проповедовал в 1740-ом году, и даже знаменитый американский ученный и политический деятель Бенжамин Франклин. Уитфилд умер в 1770 году, в середине своего очередного проповеднического тура по Америке.

Роль Уитфилда-проповедника в Великом пробуждении

Уитфилд известен именно как проповедник, а не как богослов (Джонатан Эдвардс) или как основатель деноминации (Джон и Чарльз Уэсли). Как проповедник Уитфилд стал феноменом в церковной истории. Он начал проповедовать в 1737 году, и это было основным его занятием до конца жизни. Фактически всю его жизнь можно охарактеризовать как одну проповедь, которая временами вынужденно прерывалась. Его можно назвать первым массовым евангелистом. Более того, некоторые ученые считают его отцом современного евангеликализма.1

Пайпер говорит, что в течение многих недель он проповедовал больше, чем спал. Так, часто он проповедовал по 60, а то и более часов в неделю. Это по 8 часов ежедневно 7 дней в неделю. Небольшими перерывами были лишь его 8-10-недельные поездки через океан, когда он мог немного отдохнуть и посвятить время чтению.

Более того, его проповеди часто произносились вне церквей и были адресованы огромным собраниям людей. При его посещении больших городов, таких как Бостон или Филадельфия, его проповеди не раз посещало большее число людей, чем общее количество горожан. Он проповедовал перед шестью, семью, а иногда и перед двадцатью тысячами людей. В это совершенно трудно поверить, но это факт. Подсчитывают, что за годы служения Уитфилда его проповеди слышало хотя бы однажды как минимум 80% американского населения того времени (это более двух миллионов человек!).

Он фактически никогда не готовился к своим проповедям (у него просто не было на это времени), и однако же его проповеди были весьма объемны и содержательны. Если заглянуть в собрание его избранных проповедей, то мы увидим, что обычно они составляли 10-20 страниц. Эти проповеди намного более пространные, чем те, которые обычно проповедуются в современных церквях. Тем не менее, на них никто не скучал, и, напротив, эти проповеди всегда собирали огромное множество людей.

Проповеди Уитфилда весьма содержательны и хорошо структурированы. В основном, это были изъяснительные проповеди. В то же время они были доктринальные: Уитфилд не грешил искажением или отходом от реформатской доктрины. Это были и очень живые проповеди. Хотя они и были адресованы большому собранию людей, но в то же время Уитфилд говорил к каждому из своих слушателей лично. Он совершенно не избегал актуальных тем общественной и политической жизни. У него находилось слово и для женских организаций и для молодых людей. Он находил что сказать, и по случаю победы Короля Георга II над католическим восстанием.

Уитфилду удавалось проповедовать так, что его было не просто слышно в столь многочисленных собраниях, но он удерживал их внимание и производил незабываемое впечатление. Уитфилд был драматическим проповедником. Некоторые даже обвиняли его в актерской игре за кафедрой. Однако, как считает Пайпер, блестящие актерские, ораторские способности Уитфилда были соединены с горячей и живой верой. Он верил в истинность и величие евангельской вести. Он верил и горячо ценил евангельские истины, о которых проповедовал, и его драматизм, ораторское искусство были лишь инструментами, которые доносили до аудитории его действительные внутренние переживания.

Столь обширное и столь популярное проповедническое служение не могло не сыграть одну из важнейших ролей в Великом пробуждении. Уитфилда даже называют первым культурным героем Америки. Популярность Уитфилда и его служения сама по себе говорит о том, что американские колонии действительно переживали религиозное пробуждение. Пробуждение переживали и Британские острова, хоть и в меньшей степени.

Его проповедническое служение послужило вдохновением и образцом и для других проповедников. Многие, подражая ему, проповедовали вне церквей, собирали большие собрания людей и использовали драматический стиль проповедования. Кроме того, Великое пробуждение характеризовалось не только эмоциональными проповедями, но и бурными, чувствительными обращениями и переживаниями слушателей.

Через какое-то время такой стиль как проповеди, так и реакции на него, вызвал противоречивые оценки, и многие люди стали отворачиваться от каких-либо проявлений чувства во время проповеди. И, однако, вряд ли сам Уитфилд заслужил подобную критику. Мне кажется, что именно стиль служения Уитфилда и его подражателей, а затем критическая реакция на это служение, подтолкнули Джонатана Эдвардса к написанию своего трактата «Религиозные чувства». Он говорит: «Небольшое время тому назад мы были в другой крайности; … стоило только людям выглядеть действительно вдохновленными и восторженными… то слишком часто без дальнейшего исследования делалось заключение, что такие люди исполнены Духа Божьего и имеют замечательное переживание Его благодатного влияния. Это была крайность, которая преобладала некоторое время назад. Но в последние годы, вместо того чтобы отдавать должное и восхищаться всеми религиозными чувствами без разбору, существует гораздо более распространенная тенденция отметать всё без разбору».2

Богословие Уитфилда

Уитфилд не был новатором в богословии. Он четко следовал кальвинистской пуританской традиции. Его кальвинизм неизменно присутствует в его проповедях. Он был пронизан величием «доктрин благодати». Он считал, что невозможно проповедовать Евангелие, избегая доктрины о предопределении. В противоположном случае, считал он, невозможно избежать того, чтобы считать человека, по крайней мере частично, спасителем себя самого. Он упоминал «свободную волю» наравне с католическими заблуждениями. Кстати, как и большинство кальвинистов и пуритан, он крайне негативно относился к папству.

Он не скрывал своей приверженности ограниченному искуплению и, однако, был убежден, что Евангелие должно свободно предлагаться всем людям. Этим и объясняется его проповедническая активность. Его кальвинизм послужил причиной его временного разрыва с братьями Уэсли, которые крайне негативно относились к кальвинизму. В то же время его кальвинизм пришелся по вкусу жителям американских колоний, где это учение было весьма распространено.

Его кальвинизмом были пропитаны или сформулированы основные посылы его проповедей. Так, Пакер выделяет три основные темы его проповедей.3 Во-первых, это осознание реальности Бога, суверенного Правителя и Святого Судьи всей вселенной. Во-вторых, это познание себя самого в виду существования первородного греха и всеобщей греховности. И далее Уитфилд призывает грешников к встрече со Христом, Спасителем грешников.

Как и другие методисты и деятели пробуждения, он настаивал на необходимости переживания опыта личного обращения — «рождения свыше». Он не раз упоминал свое личное обращение, и немало его проповедей уделено этой теме.

Уитфилд отстаивал оправдание по вере и вмененное нам послушание Христа, однако считал, что невозможно разрывать оправдание, возрождение и освящение. Он следовал пуританам в вопросах строгой морали и много проповедовал о смирении, воздержании, благочестии. Он также совершал сам и проповедовал дела милосердия. Так он основал и долгое время заботился о приюте для сирот в Джорджии.

Как и большинство людей своего времени, он одобрял рабство. Он даже считал его необходимым. Он купил рабов для своего приюта, чтобы у приюта были средства для существования. В то же время он настаивал на том, что чернокожим дóлжно проповедовать Евангелие, точно так же как и белым, «ведь, как и у белых, у черных есть души». Таким образом, он сам сеял семена равенства. Он сам проповедовал чернокожей аудитории и был горячо любим ею.

Выводы

Личность и служение Джорджа Уитфилда трудно переоценить. Очень важен тот факт, что его кальвинизм вовсе не стал для него помехой в его обильном служении проповеди. Потому если кто-то считает, что кальвинизм препятствует евангельскому энтузиазму, то стоит лишь указать на Уитфилда, чтобы опровергнуть это мнение.

Уитфилд удивительно гармонично сочетал доктринальную чистоту, усердие в проповеди, приверженность разъяснительной проповеди и также обеспокоенность злободневными проблемами общества. Современным проповедникам стоит поучиться у Уитфилда верности библейской проповеди, доктринальной аккуратности и в то же время практическому применению текста.

Возможно, мы до сих пор находимся в плену советского протестантизма, область интересов которого была крайне узкой. С другой стороны, возможно, с нами сыграла злую шутку секуляризация общества, отделение государства от церкви. Принимая это отделение как постулат и считая дистанцирование от общественных или политических проблем нормой благочестия, мы лишаем наше христианство влияния и привлекательности. Конечно, Уитфилд жил в другую эпоху, и в то время вопрос об отделении государства от церкви только становился на повестку дня. И возможно, поэтому он мог так свободно и так практично говорить о множестве тем, важных для общества его времени. Тем не менее, нашим церквям никто не мешает преодолевать то ли комплексы, то ли нездоровый дуализм и также говорить на самые различные темы.

Импонирует и чувство, драматизм Уитфилда. Если чувство подлинно, нет никаких оснований считать его проявления неприемлемыми для проповедника. Напротив, в наше время и политики и журналисты говорят с чувством. Проповедники действительно говорят о крайне важных вещах, и их вера должна найти отображение как в чувствах, так и в манере проповедования.

Если говорить о массовом благовестии в Украине, то проповедь, обращенная к массам, не воспринимается негативно, однако для нее нужен повод. Призванные к проповедованию люди могут искать возможности говорить ко множеству людей, используя для этого существующие площадки.

Список литературы

  1. Christian History, Magazine, Issue 38. — https://www.christianhistoryinstitute.org/uploaded/50cf7fab039903.84269873.pdf
  2. Piper J. “I will not be Velvet=Mouthed Preacher” — http://www.desiringgod.org/biographies/i-will-not-be-a-velvet-mouthed-preacher.
  3. Whitefield G. “Selected Sermons of George Whitefield” — Christian Classics Ethereal Library.

Примечания

  1. Noll A. “Father of modern evangelicals” — https://www.christianhistoryinstitute.org/magazine/article/father-of-modern-evangelicals/.
  2. Эдвардс Дж. «Религиозные чувства» — http://reformed.org.ua/2/627/6/Edwards.
  3. Packer J. I. “The Startling Puritan” — https://www.christianhistoryinstitute.org/magazine/article/startling-puritan/.

Александр Бычков

Источник: reformed.alexbychkov.com

Иллюстрация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *