На майдані Незалежності в Сумах провели ювілейне молитовне віче (ВІДЕО)
07.12.2016
Днепропетровщина готовится к празднованию 500-летия Реформации
07.12.2016

Гугеноты — протестанты Франции

XVI век ознаменован Реформацией в Европе. Благодаря труду таких известных деятелей и их последователей как Петр Вальдо (1140-1218) и вальденсы, Джон Уиклиф (1320-1384) и лолларды, Ян Гус (1369-1415) и гуситы, и моравские братья, Европа в начале XVI века представляла собой хорошо приготовленную почву для будущей Реформации.

Семена Реформации были посеяны во многом благодаря массовому распространению переводов Библии на национальные языки. Жители Европы, читая Библию, видели явные противоречия между истиной Писания и практикой католицизма и не хотели мириться с этим. Миряне не хотели так жить, а католический клир не мог дать достаточного библейского обоснования тому, что делал. Так появились первые плоды Реформации в Европе: немецкие лютеране, английские пуританине, шотландские ковенантеры и французские гугеноты.

Именно о гугенотах как протестантах Франции и пойдет речь в данной работе. Мы рассмотрим источники возникновения этого религиозного движения, трудности его существования, трагичность его завершения и историческое наследие.

Источники возникновения

Во Францию реформаторские идеи Мартина Лютера (1483-1546) начали проникать уже в 20-х годах XVI века. Франция в то время была еще одним из самых могущественных католических государств в Европе. В это время французские власти «преследовали любых протестантов, которые попадались им на глаза».1

Это было время постоянных войн между французским королем Франциском I (1515-1547) и германским императором Карлом (1500-1558), что еще более усиливало неприязнь к появившимся французским лютеранам. Но, как часто происходило в истории церкви, это произвело обратный эффект и послужило еще большему распространению идей Реформации во Франции.

Именно в это время (примерно в конце 1532 года) в Орлеане или в Париже произошло обращение Жана Кальвина (1509-1564), впоследствии известного французского реформатора.2 Вскоре после этого в 1534-1535 году произошел новый всплеск гонений на протестантов во Франции, и Кальвин был вынужден покинуть свою родину, переехав в Швейцарию.3

Кроме учения Лютера на появление протестантизма во Франции оказал свое влияние французский гуманист, теолог, математик и философ Жак Лефевр из Этапля (1455-1536). Историки Реформации называют его «отцом французской Реформации»,4 «пионером Реформации во Франции»5 и считают, что именно он посеял семена Реформации во Франции.6

Его учениками были такие известные реформаторы и гуманисты, как Гильом Фарель, Жерар Руссель, Мишель д`Аранд, Мельхиор Фольмар, некоторые из них также оказали в свое время сильное влияние на Кальвина и других реформаторов. Лефевр перевёл Новый Завет на французский язык и издал его в 1523 году,7 почти одновременно с изданием немецкого Нового Завета Лютера, что также способствовало распространению протестантского движения во Франции.

Нужно отметить, что, несмотря на вынужденную эмиграцию в Женеву, Жан Кальвин по-прежнему продолжал активно участвовать в развитии протестантского движения на своей родине. Главный труд Кальвина «Наставления в христианской вере» был написан им вскоре после переезда в Швейцарию в 1536 году и адресован королю Франции Франциску I в защиту французских протестантов, которые в этот период претерпевали сильные гонения за свою веру. Кроме этого, Женева стала регулярно посылать во Францию своих проповедников,8 часто из числа самих французов, специально обученных в институте Кальвина.

Известна фраза Кальвина, раскрывающая его связь с возвращающимися к себе на родину для распространения учения Реформации французскими протестантами: «Пришлите нам дерево и получите назад стрелы».9 В результате во Франции «возникло много общин, устроенных по образцу женевской».10

Как пишет один из исследователей Реформации: «На раннем этапе существования французского протестантизма различия между эразмическими, мистическими реформаторскими тенденциями и евангельским лютеранством, проникавшим из Германии, были размыты и неясны. Однако к концу пятидесятых годов Французский протестантизм обрёл женевскую окраску, поскольку французские переселенцы возвращались на родину для распространения своей веры и кальвинистская литература распространялась шире и шире».11

В результате влияния Женевы французские лютеране приняли кальвинизм как своё основное богословское учение и примерно с 1560 года стали называться гугенотами.12 Появления у протестантов Франции названия «гугеноты» разные историки объясняют по разному: одни предполагают, что оно произошло от имени Гуго Капета, потомком которого был вождь гугенотов — Генрих IV13, или от имени руководителя французских протестантов Гуго Безансона.14

Другие указывают на сходство французского hugenots с немецким Eidgenossen, которое швейцарские протестанты в Женеве использовали для своего обозначения как «союзников», «соратников», «клятвенного товарищества» или «конфедератов». Этим же словом стали называть себя французские протестанты, когда они прибывали в Женеву, а затем этот термин вместе с ними перекочевал во Францию.15

Богослов реформатского исповедания и профессор богословского училища в Женеве Мерль де Обинье (1794-1872) писал, что «До периода после Реформации это прозвище имело чисто политическое значение, а не религиозное и обозначало просто сторонников независимости. Много лет спустя враги называли так французских протестантов, желая их заклеймить и указать на их иностранное, республиканское и еретическое происхождение. Такова подлинная этимология этого термина».16

Трудность существования

Еще при Франциске I первые протестанты Франции испытали на себе жестокость религиозного преследования: «многие из них были сожжены… тысячи были казнены или отправлены на галеры, а двадцать два города и деревни практически стерты с лица земли».17 После того как в 1547 году умер Франциск I, к власти пришёл его сын, король Генрих II (1519-1559), который с ещё большей жестокостью продолжил бороться с протестантами в своей стране. Историки пишут что он «отличался склонностью к садизму, а в последние свои годы особенно любил наблюдать сожжение еретиков».18

Несмотря на это количество протестантов ещё более умножилось: в 1555 году во Франции уже было пять действующих протестантских церквей, одна из которых была открыта в самом Париже.19 В 1559 году их количество достигло 100,20 и в этом же году протестанты провели в Париже «национальный синод французских протестантов».21 По подсчетам адмирала Колиньи (1519-1572), в 1561 году во Франции было уже 2150 протестантских конгрегаций.22 Это предполагает наличие около 3 млн протестантов по всей Франции.23 Такой рост церквей произошел не без помощи Женевы и непосредственно Жана Кальвина, который продолжал поддерживать своих земляков и за один только 1561 год отправил во Францию 151 обученных и подготовленных миссионеров.24

Начиная с конца 50-х годов XVI века протестантизм во Франции стал все более распространяться не только среди «нижней прослойки среднего класса»,25 но и среди французского дворянства и знати.26 Как пишет Тальберг, «даже некоторые из принцев французского королевского дома сделались приверженцами кальвинизма»,27 т. е. стали гугенотами. В этот период гугеноты уже могли открыто исповедовать свою веру, проводя свои богослужения в частных домах и общественных зданиях.

В январе 1562 года был издан указ, который, несмотря на то, что запрещал гугенотам проводить публичные собрания в пределах города, тем ни менее разрешал им собираться с частных домах для молитвы и проводить публичные богослужения повсюду за городскими стенами.28 Так гугеноты получили официальное признание и было достигнуто относительное перемирие во Франции между католиками и протестантами.

Но вскоре оно было неожиданно нарушено. 1 марта 1562 года герцог де Гиз (1550-1580) с 200-ми вооружёнными людьми совершил массовое избиение около 1000 гугенотов, собравшихся на безобидное богослужение в большом старом сарае в городе Васи. В результате этого внезапного нападения 45 человек были убиты и более 100 ранены29. Тут же по этому примеру в других городах Франции начались нападения на гугенотов и массовое их истребление. Например, в Тулузе было убито около 3000 протестантов, в том числе женщин и детей30. Это послужило началом восьми религиозных войн между католиками и протестантами Франции, которые длились до 1595 года.31

Эти войны длились примерно по два года, после которых наступали короткие этапы передышки. Несмотря на частые поражения гугенотов, число их сторонников постоянно росло, и их религиозное и политическое влияние во Франции становилось все больше и больше.

Политическое руководство страны в лице королевы-матери, Екатерины Медичи (1519-1589) и герцога де Гиза, не собиралось мириться с таким положением дел. Они видели в гугенотах реальную угрозу для своей власти над Францией, которая все еще в основной части населения оставалась католической страной. 18 августа 1572 года в Париже состоялась церемония бракосочетания между дочерью Екатерины Медичи Маргаритой (1553-1615) и протестантским принцем Генрихом Наваррским Бурбоном (1583-1610), будущим королем Франции. Это событие было особенно радостным для гонимых гугенотов, так как обещало им политическую и религиозную свободу. «В Париж съехались наиболее видные гугеноты»,32 чтобы быть личными свидетелями этого многообещающего события и лично поздравить своего предводителя.

Но католики не разделяли радости протестантов и устроили тайный заговор, в результате которого в ночь на 24 августа (день святого Варфоломея) 1572 года и произошло трагичное массовое убийство гугенотов в Париже, более известное как «Варфоломеевская ночь». По разным оценкам историков в эту ночь в ходе массовой резни в самом Париже погибло от 3 до 70 тысяч гугенотов33. Опьяненные кровью своих врагов, католики продолжили убивать их и за пределами Парижа. В результате по всей Франции прокатились волна массовых убийств гугенотов и была развязана очередная религиозная война между католиками и протестантами, которая то затихала, то продолжалась на протяжении 11 лет.

В 1593 году в результате неожиданной смерти правящего короля Генриха III Валуа, Генрих Наварский Бурбон был провозглашен королем Франции под именем Генриха IV. К этому моменту Франция, расколотая между протестантами и католиками и сильно истощённая постоянными внутренними религиозными войнами между этими религиозными движениями, все ещё оставалась в своём большинстве католической.34 Для того чтобы стать королем Франции и принести мир своей стране, Генриху IV пришлось отречься от своей протестантской веры и принять католицизм.

Именно ему принадлежат такие слова: «Париж стоит обедни/мессы», которые указывают на то, что по мнению Генриха IV Франция, олицетворением которой являлся Париж, куда больше нуждалась в мире, чем гугеноты в своём короле35.

Несмотря на принятие Генрихом IV католицизма он не оставил своих бывших единоверцев и издал ряд указов, способствующих свободе их вероисповедания. В частности, в 1598 году был издан знаменитый Нантский эдикт, благодаря которому гугеноты могли свободно совершать свои богослужения по всей стране (кроме Парижа и его пяти округов), они были восстановлены в своих гражданских и политических правах, они могли устраивать общественные кладбища и учреждать собственные суды, для обеспечения своей безопасности им предоставили во временное пользование несколько крепостей. Они могли содержать за счёт государственной казны 200 вооруженных гарнизонов,36 им также предоставили возможность открывать свои школы и издавать книги.37

Трагическое окончание

Однако мирное существование гугенотов продолжалось не долго. В 1610 году, как пишет Хьютон, иезуиты наняли сумасшедшего монаха, чтобы убить Генриха IV,38 и королем Франции стал его сын Людовик XIII (1610-1643). Он «вырос убеждённым римским католиком»39 и последовательно стал искоренять протестантизм во Франции.

В 1621 году он отменил Нантский эдикт, лишив тем самым гугенотов их политических и военных прав на свою самозащиту от воинствующих католиков, но при этом сохранил для них гражданские права и религиозную свободу. Так была развязана очередная религиозная война между католиками и гугенотами. Она завершилась в 1629 году поражением протестантов и заключением Алесского мира, «который подтверждал их свободу поклонения и гражданские права, но лишал их всех прочих прав».40 В этом же году был издан особый Нимский эдикт, в котором была подтверждена свобода тех вероисповеданий во Франции, которые были разрешены в предыдущем Нантском эдикте.41

После смерти Людовика XIII на престол Франции взошел Людовик XIV (1643-1715), который был более категоричен в «очищении» Франции от протестантизма и приведении своей страны к одной вере. Людовик XIV говорил, что если искоренение протестантизма во Франции «потребовало бы, чтобы одна рука отрубила другую, он пошел бы на это»42.

Несмотря на то, что гугеноты составляли всего 9% от общей численности населения во Франции,43 он видел в них прямую угрозу для своего правления и для существования католической церкви страны. Ему принадлежат такие слова: «Мой дед любил гугенотов и не боялся их, мой отец боялся и не любил их, я их не люблю и не боюсь».44

В 1666 году Людовик XIV издает приказ с перечнем из 60 пунктов, согласно которым можно было различным образом наказывать гугенотов. В соответствии с этим приказом короля «Правительство закрывало протестантские больницы, школы, университеты; денежные пожертвования передавались, минуя гугенотов, католическим организациям».45 Примерно 650-700 церковных заданий были разрушены.46

У родителей-гугенотов насильно отбирали детей и воспитывали их в строгих католических традициях. В 1685 году Людовиком XIV был окончательно отменен Нантский эдикт и запрещено протестантское богослужение во Франции47. Это послужило началом новых официальных гонений на гугенотов. Их стали насильственно обращать в католицизм, а тех, кто отказывался, отправляли на каторжные работы, сажали в тюрьмы или просто казнили. В результате Францию по разным подсчетам покинуло около 250 тысяч религиозных беженцев.48

Историческое наследие

Государственный деятель Франции XVII века Жан-Батист Кольбер (1619-1683), описал гугенотов как «самых бережливых, усердно трудящихся и наиболее образованных подданных короля».49 Спасаясь от гонений, из Франции бежали искусные ремесленники, отлично подготовленные профессионалы, умелые торговцы и богатые купцы. Именно этой важнейшей для экономической жизни страны части населения и лишилась Франция в результате официальных гонений 1685 года, организованных Людовиком XIV.

В результате вынужденного массового переселения протестанты Франции оказали значительное влияние на религиозный, экономический, социальный, военный и политический подъем в тех странах, куда они эмигрировали. Швейцария, Нидерланды, Англия, Германия50 и даже Америка,51 — вот небольшой перечень стран, которые испытали на себе благотворное влияние протестантских переселенцев из Франции52.

Многие государственные деятели европейских стран с радостью принимали трудолюбивых гугенотов на своих землях, так как они приносили с собой навыки работы и накопленные капиталы.

«В Голландии… в течение 12 лет беглецы были освобождены от уплаты голландских налогов. В Пруссии великий князь предоставил двадцати тысячам гугенотов бесплатные земли возле Берлина. Приблизительно около трехсот тысяч бежало из Франции. Среди них были самые талантливые французские ремесленники, расселение которых в странах, прилегающих к Франци, оказало значительно влияние на их промышленность. Людовик XIV заплатил очень высокую цену за национальную католическую ортодоксию. С меньшим извинением и в более просвещённый век он совершил ту же грубую ошибку, что и Филипп II Испанский — разрушил собственное государство во имя религии».53

Бежавшие из Франции гугеноты оказывали также и религиозное влияние в тех места, где они оседали для постоянной жизни. К примеру, «к 1700 году в Лондоне было 28 французских протестантских церквей»,54 а в Голландии двести проповедников стали пасторами в местных церквях.55

Из гугенотов, получивших хорошую военную подготовку во Франции в ходе долгих военных действий против католиков, организовывались отдельные полки, которые воевали против католиков на стороне Англии, Германии, Голландии, а также участвовали в борьбе за независимость Америки. Это значительно укрепило боевую мощь армий этих государств.

Так как уже в то время Париж был законодателем моды, то французские протестанты оказывали сильное эстетическое влияние на те страны, куда они эмигрировали56. Например, в Англии «гугеноты стали первыми жителями Лондона, заводившими дома канареек (птицы составляли им компанию во время долгих часов работы за ткацким станком) и украшавшими жилище срезанными цветами».57 А производство шляп, которое начали в той же Англии гугеноты-эмигранты, достигло такой популярности, что даже «католические кардиналы из Рима заказывали себе шляпы у протестантских беженцев в Англии».58

Можно также отметить и косвенное влияние протестантского движения гугенотов в политической сфере Франции, которое проявилось в произошедшей чуть более ста лет спустя Французской революции. Как пишет Спиц, «борьба гугенотского меньшинства против Валуа привела к возникновению новых политических представлений о независимости и праве на сопротивление, которое имело огромное значение для того времени и в последующую эпоху демократических революций».59

Гугеноты первыми во Франции открыто противостали абсолютной власти католической церкви, поддерживаемой абсолютной монархией короля Франции. Движимые религиозным рвением, гугеноты провозгласили свою свободу вероисповедания и показали пример неподчинения власти, идущей вразрез с Библией.

Их пример посвященности своим идеям сформировал особые «умонастроения, составившие впоследствии духовные идеалы Французской революции».60 После их изгнания Франция стала значительно отставать в своем экономическом развитии от соседних стран, что постепенно произвело общее недовольство существующей абсолютной монархией у аристократии и простого населения и привело к Французской революции.61 Но в отличие от религиозных войн гугенотов, эта революция носила чисто политический и даже антирелигиозный характер.

Королевская власть и католическое духовенство Франции со времен гонений на гугенотов последовательно дискредитировали себя в религиозных, экономических, политических и социальных сферах. В результате они пожали плоды своей нетерпимости к инакомыслящим и стремления к абсолютной власти в виде всеобщего недовольства Франции, вылившейся в свержение монархии и установление гражданской свободы под девизом «Свобода, равенство, братство».

Библиография

Гонсалес Х. История христианства: в 2 Т. / пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2009.

Гугеноты и другие чужестранцы / Часть 1. URL: http://tourism-london.ru/spavochnik-povelikobritanii/london-16-17-vekov/347-gugenoty-i-drugie-chuzhestrancy-chast-1.html.

Гугеноты и другие чужестранцы / Часть 2. URL: http://tourism-london.ru/spavochnik-povelikobritanii/london-16-17-vekov/348-gugenoty-i-drugie-chuzhestrancy-chast-2.html.

Норт Дж. История церкви / пер. с англ. М.: Протестант, 1993. Робертсон Дж. История христианской Церкви: в 2 Т. — 2-е изд. / пер. с англ. Петроград: И. Л. Тузов, Гостиный двор №45, 1916.

Санников С. В. Двадцать веков христианства: в 2 Т. Одесса: ОБС «Богомыслие», 2001.

Спиц Л. История Реформации: в 2 Т. / пер. с англ. Минск: Просветительский Фонд «Лютеранское наследие», 2003.

Тальберг Н. История христианской церкви. Москва: СП «Интербук» / Нью-Йорк: «Astra Consulting International inc. USA», 1991.

Хьютон. С.М. Обзор истории Церкви / пер. с англ. А. Гейченко. Одесса: Христианское просвещение, 2009.

Чедвик О. Реформация. Противостояние католиков и протестантов в Западной Европе 16-17 вв. / пер. с англ. С. Федорова. М.: ЗАО Издательство Центрополиграф, 2011.

Шафф Ф. Современное христианство. Реформация в Швейцарии. Том 8 // История христианской церкви: в 8 Т. / пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2012.

Woodbrige J. и James III F. Church historiy: v. 2. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 2013.

Примечания

  1. Норт Дж. История церкви / пер. с англ. М.: Протестант, 1993. С. 287.
  2. Шафф Ф. Современное христианство. Реформация в Швейцарии. Том 8 // История христианской церкви: в 8 Т. / пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2012. С. 200.
  3. Шафф. Современное христианство. Реформация в Швейцарии. Том 8. С. 206.
  4. Хьютон. С. М. Обзор истории Церкви / пер. с англ. А. Гейченко. Одесса: Христианское просвещение, 2009. С. 143.
  5. Шафф. Современное христианство. Реформация в Швейцарии. Том 8. С. 157.
  6. Шафф. Современное христианство. Реформация в Швейцарии. Том 8. С. 2
  7. Шафф. Современное христианство. Реформация в Швейцарии. Том 8. С. 157.
  8. Только за один период 1555-1556 год Женева подготовила и отправила во Францию более 150 пасторов. Санников С. В. Двадцать веков христианства: в 2 Т. Одесса: ОБС «Богомыслие», 2001. Т. 2. С. 220.
  9. Хьютон. Обзор истории Церкви. С. 144.
  10. Тальберг Н. История христианской церкви. Москва: СП «Интербук»/ Нью-Йорк: «Astra Consulting International inc. USA», 1991. С. 24.
  11. Спиц Л. История Реформации: в 2 Т. / пер. с англ. Минск: Просветительский Фонд «Лютеранское наследие», 2003. Т. 2. С. 205.
  12. Чедвик О. Реформация. Противостояние католиков и протестантов в Западной Европе 16-17 вв. / пер. с англ. С. Федорова. М.: ЗАО Издательство Центрополиграф, 2011. С. 161.
  13. Шафф. Современное христианство. Реформация в Швейцарии. Том 8. С. 154.
  14. Санников. Двадцать веков христианства. Т. 2. С. 221.
  15. Шафф. Современное христианство. Реформация в Швейцарии. Том 8. С. 154.
  16. Шафф. Современное христианство. Реформация в Швейцарии. Том 8. С. 154.
  17. Хьютон. Обзор истории Церкви. С. 143.
  18. Спиц. История Реформации. Т. 2. С. 207.
  19. НорТ. История церкви. С.
  20. Woodbrige J. и James III F. Church historiy: v. 2. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 2013.Т.  С. 177.
  21. НорТ. История церкви. С. 288.
  22. Чедвик. Реформация. Противостояние католиков и протестантов в Западной Европе 16-17 вв. С. 164.
  23. Woodbrige и James III. Church historiy. Т. 2. С. 177.
  24. Woodbrige и James III. Church historiy. Т. 2. С. 177.
  25. Хьютон. Обзор истории Церкви. С. 144.
  26. Чедвик. Реформация. Противостояние католиков и протестантов в Западной Европе 16-17 вв. С. 162.
  27. Тальберг. История христианской церкви. С. 24.
  28. Чедвик. Реформация. Противостояние католиков и протестантов в Западной Европе 16-17 вв. С. 169.
  29. Робертсон Дж. История христианской Церкви: в 2 Т. – 2-е изд. / пер. с англ. Петроград: И. Л. Тузов, Гостиный двор №45, 1916. Т. 2. С. 953.
  30. Чедвик. Реформация. Противостояние католиков и протестантов в Западной Европе 16-17 вв. С. 170.
  31. Норт. История церкви. С. 288.
  32. Гонсалес Х. История христианства: в 2 т. / пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2009. Т. 2. С. 97.
  33. Норт. История церкви. С. 288.
  34. Хьютон. Обзор истории Церкви. С. 149.
  35. Норт. История церкви. С. 288.
  36. Норт. История церкви. С. 289.
  37. Хьютон. Обзор истории Церкви. С. 151.
  38. «Иезуиты — это католический орден, основанный в 1534 году испанцем Игнатием Лойолой, главная цель ордена — завершить уничтожение протестантизма. Равальяк — убийца Генриха IV, был вне сомнения орудием в их руках». Хьютон. Обзор истории Церкви. С. 151.
  39. Норт. История церкви. С. 289.
  40. Хьютон. Обзор истории Церкви. С. 151.
  41. Чедвик. Реформация. Противостояние католиков и протестантов в Западной Европе 16-17 вв. С. 176.
  42. Хьютон. Обзор истории Церкви. С. 152.
  43. Норт. История церкви. С. 289.
  44. Хьютон. Обзор истории Церкви. С. 152.
  45. Норт. История церкви. С. 289.
  46. Woodbrige и James III. Church historiy. Т.  С. 447.
  47. Хьютон. Обзор истории Церкви. С. 152.
  48. Норт. История церкви. С. 290.
  49. Хьютон. Обзор истории Церкви. С. 152.
  50. Шафф. Современное христианство. Реформация в Швейцарии. Том 8. С. 153.
  51. Норт. История церкви. С. 290.
  52. «Гугеноты внесли бесценный вклад в благополучие своей второй родины (Англии). Не случайно в XVIII в. популярным стало высказывание о том, что «капля гугенотской крови в роду стоила 1000 ф. ст. в год»». Гугеноты и другие чужестранцы / Част 2. URL: http://tourism-london.ru/spavochnik-povelikobritanii/london-16-17-vekov/348-gugenoty-i-drugie-chuzhestrancy-chast-2.html.
  53. Хьютон. Обзор истории Церкви. С. 152.
  54. Гугеноты и другие чужестранцы / Часть 1. URL: http://tourism-london.ru/spavochnik-povelikobritanii/london-16-17-vekov/347-gugenoty-i-drugie-chuzhestrancy-chast-1.html.
  55. Хьютон. Обзор истории Церкви. С. 152.
  56. «Вкусу французов подражали и завидовали все. Париж был законодателем моды, так что гугенотам-эмигрантам, поселившимся в Сохо, не составило труда создать своим товарам роскошную репутацию. А торговали они всем: драгоценностями и париками, одеждой и обувью, парфюмерией, элитными винами и срезанными цветами. Гугеноты-оружейники сказали новое слово для англичан в своей отрасли. Своим мастерством гугеноты способствовали также совершенствованию производства часов и бумаги. Поль Ламери создавал необычайные золотые и серебряные украшения — такой красоты Лондон еще не видел. Жан Пеллетьер был первоклассным краснодеревщиком. Он работал вместе с Даниелем Маро, парижским специалистом, который последовал в Англию за Вильгельмом и Марией, где разрабатывал новые способы оформления жилищ». Гугеноты и другие чужестранцы / Часть 2. URL: http://tourism-london.ru/spavochnik-po-velikobritanii/london-16-17-vekov/348-gugenoty-i-drugiechuzhestrancychast-2.html.
  57. Гугеноты и другие чужестранцы / Часть 1. URL: http://tourism-london.ru/spavochnik-povelikobritanii/london-16-17-vekov/347-gugenoty-i-drugie-chuzhestrancy-chast-1.html.
  58. Гугеноты и другие чужестранцы / Часть 2. URL: http://tourism-london.ru/spavochnik-po-velikobritanii/london-16-17-vekov/348-gugenoty-i-drugiechuzhestrancychast-2.html.
  59. Спиц. История Реформации. Т. 2. С. 316.
  60. Ср. Гонсалес. История христианства. С. 133.
  61. Ср. Гонсалес. История христианства. С. 131.

Дмитрий Лукьяненко

Источник: sola-gratia.ru

Иллюстрация

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *