Оргкомітет Союзу ЄХБ із відзначення 500-річчя Реформації провів координаційну зустріч
03.11.2016
Історичну виставу «Лютер» покажуть у Києві
03.11.2016

Как османы помогали протестантам

Считается, что эпоха Возрождения началась тогда, когда Европа вышла из средних веков, которые многие историки на Западе называют «темным временем», и приняла гуманистические ценности. Однако далеко не все помнят, что практически одновременно на континенте развернулась Реформация — религиозное движение, оппозиционное католичеству, ратовавшее за пересмотр его религиозных догм.

И не случайно на эту новую эпоху в истории Европы приходятся кровопролитные религиозные войны и преследование тех, кого Католическая церковь объявила еретиками, и которые сами себя называли протестантами. Многим бы сейчас это показалось удивительным, но тогда протестанты из разных стран находили убежище в Османской империи, которая не делала различий между христианами разных деноминаций и всех их рассматривала как «людей Писания».

Османская и Австрийская империи

В религиозные дела вмешивался и еще один фактор — политический. Османская империя, находившаяся тогда на пике политического и военного могущества, вела непрекращающиеся войны с Австрийской империей Габсбургов за контроль над Европой.

Австрийский император Карл V и его брат Фердинанд были оба ревностными католиками, поклявшимися уничтожить протестантизм на территории своей империи и одновременно ведшими войну с «ужасными турками». По иронии судьбы, Габсбурги были вынуждены смягчать свою позицию по отношению к протестантам, нуждаясь в союзниках для продолжения борьбы с османами.

Серия побед османов, начавшаяся битвой при Мохаче и продолжившаяся взятием Буды и Белграда, заставила Габсбургов трепетать так, что в 1531 году Карл писал своей жене: «Турецкая угроза так велика, что я уже подумал о союзе с лютеранами с целью предотвратить большее бедствие».

Протестанты же, в свою очередь, связывали уступки, сделанные им Габсбургами, с результатом наступательной деятельности османов. Таким образом, Османская империя содействовала легитимации протестантизма в Европе.

В завоеванной Венгрии османы проводили политику религиозного равенства среди христиан. Например, когда католические священники в Буде в 1548 году потребовали казни протестантского проповедника, паша, управлявший городом, не только отверг это требование, но издал указ о веротерпимости и разрешил протестантским проповедникам проповедовать везде и всюду свободно и безопасно.

А уже через 20 лет после этого в венгерской (ныне румынской) провинции Трансильвания местный правитель — вассал Османской империи, князь Янош II Запольяи, принял Тордский эдикт (по названию деревни Торда), который историки считают первым европейским документом, провозглашавшим свободу вероисповедания для приверженцев разных христианских деноминаций: католиков, лютеран, кальвинистов и унитаристов.

Это событие произошло за четыре года до того, как во Франции произошло массовое убийство протестантов, известное в истории как Варфоломеевская ночь, и в то самое время, когда в Нидерландах испанцы огнем и мечом уничтожали всех несогласных с догматами католицизма.

Протестанты Голландии

Все это заставило лидера голландских протестантских кругов Вильгельма I Оранского с помощью французских дипломатов обратиться с просьбой о поддержке к Османской империи. Султан Сулейман Кануни предложил прямую военную помощь голландцам, восставшим против религиозного диктата испанцев, и написал письмо-обращение лютеранам Фландрии с предложением помощи войсками. В этом письме Сулейман подчеркивал, что вера протестантов ему более понятна, «так как они не поклоняются идолам, верят в единого Бога и воевали против папы и императора». Лозунгом морских голландских повстанцев — гёзов стал девиз: «Лучше турки, чем Папа». На своем знамени они изобразили полумесяц, а на головных уборах также носили эмблему с изображением этого османского символа.

Лидеры протестантов считали османские завоевания «настоящей Божьей милостью», а возможность свободного исповедания своей религии теми из них, кто жил на землях Османской империи, казались идеалом для тех последователей протестантизма, которые оставались в империи Габсбургов.

А Европе пришлось пройти через религиозные войны и Контрреформацию, пока, наконец, через десятки лет кровопролития здесь смогла утвердиться истинная религиозная толерантность.

Ильдар Мухамеджанов
Источник: islam-today.ru
Карта: Османская империя в 1520 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *