В Одессе готовятся отпраздновать 500-летие Реформации
09.11.2016
Через духовну реформацію до оновлення країни. В Києві проходить євангельський форум
11.11.2016

Малоизвестная история украинской Реформации. Часть ІІ: 15 фактов об украинском кальвинизме

  1. По сравнению с лютеранством и чешским братством кальвинизм в Украине, в частности во второй половине XVI века, имел значительные успехи, став здесь на длительное время ведущей протестантской конфессией. Его эволюцию можно условно разделить на три этапа: время зарождения конфессии в Малопольше и Галиции (1540-50 годы); расцвет и проникновение на Закарпатье, украино-белорусское приграничье и Волынь, Подляшье, Брацлавщину, Киевщину, Холмщину (1560-80 годы); угасание конфессии (1590-1660 годы).
  2. Возглавлял церковь суперинтендант, который принимал решение о созыве синода — главного законодательного органа. За выполнением решений синода созерцало синодальное управления, при котором в 1627 году образуется церковный суд (синедрион). Управление утверждало религиозное руководство — министров (пресвитеров) для работы на местах и светских руководителей или надзирателей (сеньоров) для контроля за деятельностью местной общины, школы, типографии. Пресвитерам помогали диаконы, проповедники, регент. У сеньоров были заместители — консеньоры. Синодальное управление состояло из представителей духовенства и мирян. Восточные земли Речи Посполитой делились на дистрикты (округа). В Малой Польше и Украине были восемь, в Литве и Беларуси — шесть дистриктов. В каждом был свой суперинтендант.
  3. Кальвинизм распространяла в Украине та часть шляхты, что не занимала высоких государственных должностей, однако была достаточно влиятельной. Она оказывала большую помощь: материальную (передавала здания в распоряжение общин, деньги для обучения молодых верующих за рубежом, опекала типографии, школы и т. д.) и моральную (особенно при противостоянии с католиками).
  4. В Украине кальвинизм распространялся во всех регионах. В Галиции: Бучач, Гвоздец, Дорогоев, Дубляны, Жовква, Зборов, Ланцут, Яцимир; на Холмщине: Замостье, Змеевцы, Красноброд, Крылов, Криница Крупье, Лащив; на Берестейщине: Берестя, Венгрив, Городище, Заблудов, Руски, Ямно; на Волыни: Берестечко, Корец, Лабунь, Мартыновка; на Подолье: Каменец, Меджибож, Пановцы, Хмельник; в Брацлавщине и Киевщине: Винница, Козаровичи, Лещин, Мозырь. И это только самые крупные.
  5. Большая кальвинистская община была основана в 1630 году во Влодаве на Берестейщине, собственности Рафала Лещинского. В ней он приютил общину чешских братьев, сеньором которой в последние годы жизни был Андрей Венгерский (1600-1649). Совместные синоды кальвинистов и чешских братьев происходили в Влодаве в 1663. Имеются данные и о кальвинистских ячейках в Галичине.
  6. В первой половине XVII века настоящим центром кальвинизма в Галиции считались Глиняны, где происходили провинциальные синоды, существовал культурный центр. В 1560-х годах в Малопольше и Галиции насчитывалось 315 реформатских общин, с началом царствования Стефана Батория — 280.
  7. Через 30 лет там было 260 общин, а в Литве и Беларуси — 191. Если учесть, что последняя цифра включает в себя значительное количество общин на Волыни, Подляшье и Холмщине, то конфессия выглядит представительской даже в общеевропейском контексте
  8. В конце ХVI века кальвинисты становятся самой многочисленной партией в русино-румыно-венгерском регионе. По некоторым данным в этот период в придунайских землях насчитывалось более 700 общин, на территории Закарпатья — около 200. К ним переходит школа в Шарош-Потоке, которую с ХVII века дополняет учебное заведение в Дебрецене.
  9. Факт значительного влияния кальвинистов на православных украинцев и не только в ХVI веке подтверждают католические документы. Так, венгерский примас Георгий Липпай, обращаясь в Рим с просьбой утвердить на местного униатского епископа украинца Парфения Ротошинского, мотивирует это в своем письме от 2 июня 1654 года «опасностью перехода в кальвинизм руського народа».
  10. Главная причина успехов конфессии в Закарпатье заключалась, конечно, в государственной поддержке протестантов. Во времена господства дома Ракоци православная церковь в Закарпатье, как и во всей Трансильвании, находилась фактически в юридической зависимости от кальвинистских суперинтендантов.
  11. Кальвинистским авторам принадлежит немало полемических произведений, которые были в то время едва ли не самым основным литературным жанром, главным идейным оружием в межконфессиональной борьбе. Острие кальвинистской публицистики направлено против католической, значительно меньше — православной церквей, а с 1570-80-х — и против антитринитариев и социниан.
  12. Из семей средней шляхты вышло немало протестантских культурных и общественных деятелей. Например, Павел и Теодор Ореховские (герба Рогали), Николай Рей и его сыновья (герба Окшич), Станислав Сарницкий, выдающийся историк (герба Корсак) А также представители семей Горностаев, Прунских, Ходовских, Бучацких, Головищинских, Жолкевских, Собеских, Сапегов, Райских, Пидберезких, Вишневецких, Ходкевичей, Абрамовичей, Кошек, Олесницких, Воловичей, большинство из которых, однако, уже в XVII веке оставляет протестантизм.
  13. Кальвинизм сразу ориентировался на местное население. Основной состав реформатских церквей — это поляки, русины, литовцы. То есть кальвинизм успешно совмещал денациональную природу (что является сутью христианства как мировой религии) с гибкой адаптацией к регионально-национальным особенностям.
  14. В 1632 году на конвокационном (после смерти короля) сейме в Варшаве, где председательствовал зять Константина Острожского Христофор Радзивилл, протестантская партия выступила с политическими требованиями, в частности «предоставить права гражданства диссидентам, равенство всех перед законом, доступ ко всем гражданским и государственным должностям, чинам, званиям… гарантии одинаково надежны для православных и для протестантов».
  15. Там же в обращении к новому королю казацкая делегация пишет: «Пусть уния (католическая) будет уничтожена и утверждена будет уния наша с теми, кто отдаляется от латинской веры и сочувствует нашей судьбы, то есть на руинах унии католической пусть утвердится уния православно-протестантская». А вот выдержка из письма запорожского гетмана Павла Тетери Богуславу Радзивиллу от 3 ноября 1663 года: «Издавна Русский народ и войско Запорожское пользовались во многих тяжелых обстоятельствах бессчетными благодеяниями Радзивилловского дома, особенно в делах веры».

Сергей Климович

Источник: MisanthropicChurch

Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *