Книги про історії родин реформаторів
08.11.2016
Реформація і громадянське суспільство (ВІДЕО)
09.11.2016

Малоизвестные факты из истории украинской Реформации. Часть I

Хотя протестантизм в Украине и не получил массового распространения, он тоже стал существенным фактором ее религиозной жизни. Конфессия развивалась здесь пять веков. Теперь она по количеству верующих занимает третье место после православия и греко-католицизма, а по проценту молодежи в общинах опережает все христианские и большинство нехристианских течений.

  1. Главной движущей силой протестантизма Польско-Литовского государства становится экономический и политический интерес шляхты. В отличие от Западной Европы, протестантизм здесь вообще не распространяется среди народных масс. Реформация произошла прежде всего в тех регионах, где назревали национально-освободительные процессы. Украина, несмотря на всю специфичность собственной политической ситуации, выступает почти типичной его моделью.
  2. Реформации предшествовали Гуситские войны. Представитель княжеского рода Острожских Федор Федорович в 1422-1438 годах под именем «Фридерика, князя руського» не только участвует, но и становится известным военачальником. Об этом упоминается во многих документах. В частности, в обращении чешского войска к жителям города Зембице 1433 года, которое начинается словами: «Мы, Ярослав из Буковины, Блажей из Кралуп, Фридерик, по Божьей милости, князь Руси… и другие старшие военные таборитов». В сообщении королю Владиславу об операциях гуситов у польских границ 1434 года читаем: «Дошла… весть, что князь русский Фридерик, который в разных делах оставил Родину и оказался у чехов и, находясь там… принял образ жизни, язык и обычаи чешские…». Есть еще упоминания о его сыне Вацлаве, который находился на службе у одного из чешских магнатов.
  3. С 1540-х годов начинается борьба шляхты за расширение своих политических и экономических прав. Именно поляки и полонизированная украинская шляхта составляли главную социальную основу протестантизма. Так, около 20% шляхты Речи Посполитой в 1560-х исповедовало протестантизм, преимущественно — кальвинизм. В 1596 году 66% малопольских послов объявляли себя протестантами; в составе сената их насчитывалось 45%.
  4. Главный представитель рода Острожских князь Константин-Василий открыто симпатизировал протестантам. Радзивиллы — главный протестантский род в восточных землях Польско-Литовского государства. Сыновья мощного патрона кальвинистов, литовского магната из рода Ардвиласов Николая Радзивилла Черного стали гонителями адептов Реформации.
  5. Пацифизм Реформации — миф. Раннепротестантские церкви в Украине часто находились в культовых сооружениях, принадлежавших ранее католическим или православным церквям и монастырям, и которые в основном шляхта просто конфисковала. И в селах, и в городах протестантский культ вводили насильственным путем. Й. Лукашевич насчитывает 230 поселений в Малой Польше, Галиции и на Подолье, где нововерие шляхты обернулось откровенным презрением прав местного населения.
  6. Для полонизированой украинской шляхты протестантизм стал своеобразной формой воплощения проевропейских политических настроений, государственно-республиканских идеалов, которые опередили свое время. Из-за этого случилась трагическая гибель Юрия Немирича и эмиграция с Руси социнианских родов Чапличей, Даниловичей, Суходольских, Рупневских, Гойских.
  7. Одним из главных путей евангелизации стало обучение украинских мещан и шляхты за рубежом. Самым популярным учебным заведением считался именно Краковский университет, где магистр Ян Иснер еще в 1409 году основал бурсу для бедных литовцев и выходцев из Украины-Руси. Уровень преподавания был очень высоким из-за бегства сюда ряда западноевропейских гуманистов. Нетрудно предположить, что именно ее (украинской шляхты) профессоров слушал впоследствии Николай Коперник, учась здесь в 1491-1494 годах.
  8. С Краковским университетом связана судьба чуть ли не половины известных в Украине протестантских деятелей. Среди литовско-русских семей, которые имеют отношение к развитию протестантизма в Украине, за рубежом учились Радзивиллы, Сапеги, Ходкевичи, Глебовичи, Головчинские, Кишки, Язловецкие, Воловичи, Хребтовичи, Сенюты.
  9. Первым организационно оформленным течением в Украине стало лютеранство. Речь идет об общине анабаптистов, которая в 1536 году была во Владимире-Волынском. В отличие от благородного кальвинизма аугсбургское исповедание охватывало купеческие, мещанские и ремесленные сословия, то есть те, которые преобладали среди немцев-колонистов, живших в основном в городах — главных центрах реформационных движений Западной и Восточной Европы. В Украине лютеранство не получило поддержки шляхетской верхушки. Оно оставалось равнодушным к национальным традициям народов Восточной Европы, проповедуя в основном немецкую культуру. Поэтому неудивительно, что на фоне плеяды влиятельных патронов кальвинизма и антитринитаризма мы не видим ни одного украинского лютеранского рода. Даже в Польше их было немного — Остророг, Гурки, Лютомирские. Лютеранские общины действовали во Львове, Венгрове, Мордах, Нурце и Найдорфе на Берестейщине, Язловце на Подолье. Членами этих собраний обязательно становились все подчиненные и холопы господина-нововера.
  10. Одним из главных сторонников течения чешских братьев становится Якуб Остророг, представитель польского рода, известного давними связями с гуситами. Он в 1553 году открывает в городе Лешно (центр чешскобратского движения в Польше) церковь и школу, которая просуществовала до начала XVIII в. Первым суперинтендантом братства на территории Польско-Литовского государства был Юрий Израэль, последним — знаменитый Ян Амос Коменский.

Составил Сергей Климович

Источник: MisanthropicChurch

Иллюстрация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *