Урок в школе. «Особенности Реформации в Украине» (ТЕКСТ)
06.12.2016
В Одессе состоится Рождественское шествие
06.12.2016

Особенности Реформации в Украине

У каждого народа на земле есть своя судьба и миссия от Бога. Империи возникают и уходят в небытие. Это не их заслуга и не заслуга народа или императоров, а так дано с неба. Рассматривая историю Реформации европейских народов, мы увидели, что у каждой страны были свои особенности и опыт ее проведения. Ни одна страна не повторила в точности опыт других стран в осуществлении Реформации.

Характерные особенности истории Украины

В Украине никогда не было:

— рабства и торговли людьми;

— крепостного права (Екатерина II ввела его в 1775 г., а в 1861 г. оно было отменено);

— монашеских орденов, которые усердно пытались проникнуть в Украину с Запада, но им это редко удавалось;

— индульгенций и инквизиции;

— сожжений инакомыслящих на кострах (единственное сожжение было в Польше, но народы возмутились этим);

— славянские народы и народы, проживающие на территории Украины, не принимали участия в Крестовых походах;

— Украина была форпостом, препятствующим продвижению Турецкой империи на Запад и экспансии крестоносцев (католиков) на Восток.

История христианской церкви в Киевской Руси начинается в IХ в. с ее крещения Аскольдом. В Х в. Владимир Великий, видя власть Папы Римского над государями и народами Европы, решил принять христианство восточного исповедания, присоединившись к Константинополю.

1187 — впервые в летописи упоминается название Украины: «и горько оплакивала смерть князя Глеба вся Украина».

1199 — Создание Галицко-Волынского княжества.

1239 — Данило Галицкий присоединил Киев.

1240 — Татаро-монголы захватили Киев.

1245 — Д. Галицкий разбил венгерские и польские войска под Ярославлем.

1252 — Д. Галицкий с помощью венгерского короля вел переговоры с римской курией о совместной борьбе с татаро-монголами.

1253 — Папские легаты короновали Д. Галицкого как короля Руси. Совместные походы Галицко-Волынских войск на Литву и Польшу.

1359 — Переход Киевщины и Подолья под власть Литвы. Создание Литовско-русского княжества.

1385 — Кревская уния. Первые католики в Украине. Литовский князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге с условием принять католичество. Ягайло положил основание династии Ягеллонов в Польше, а Ядвига с большим усердием взялась за строительство костелов в Украине. Польша усилила свои позиции, началось ополячивание и окатоличивание. Латинский язык был провозглашен государственным. Все привилегии и права получили только польская шляхта и католическое население. Польша пытается присоединить всю Литву, но встречает сильное сопротивление оппозиции, которую возглавляет литовский князь Витовт. После Грюнвальдской битвы Польша пошла на некоторые уступки Литве.

В 1410 г. — Грюнвальдская битва, в результате которой был положен конец могуществу военно-монашеского Тевтонского ордена, основанного немецкими крестоносцами в конце ХII в. на базе госпиталя для германских крестоносцев. Он был утвержден Папой в 1198 г., а в начале ХIII в. обосновался в Северо-Восточной Европе.

Орден осуществлял политику феодально-католической экспансии в Прибалтике и в северо-западных русских княжествах. Известен как Тевтонское государство со столицей Кёнигсберг. На захваченных землях тевтонцы проводили насильственную германизацию и окатоличивание населения. В ХVI в., когда Реформация охватила Пруссию, владения Тевтонского ордена были секуляризованы, вместе с богатством он утратил свою военную мощь и политическое влияние.

Особенно большим значением Грюнвальдской победы было объединение славянских народов в борьбе против Тевтонского ордена. На всем историческом пути (ни до, ни после того) это не повторилось. Воины православного Русско-Волынского княжества во главе с Витовтом в союзе с поляками-католиками во главе с Владиславом (Ягайлом), объединив все народы Восточной Европы, выступили против Ордена и разгромили его. Готовясь к сражению, воины общались, обогащая друг друга, укрепляя свои позиции, делились опытом своих народов, городов и стран. Языки славян очень похожи, поэтому они понимали друг друга в общей борьбе против немцев. Это была борьба не восточных и западных христиан, а борьба против экспансии германцев и усиления могущества агрессивного Тевтонского ордена, стремившегося к мировому господству.

Ян Гус (1371-1415 гг.) отстаивал национальные права чешского народа, культуру и язык, требовал преобразования церкви по образцу раннехристианских общин нового времени. Он боролся как против католической церкви, так и против германского засилья в органах власти Чехии и в Пражском университете. Со дня своего основания Пражский университет, построенный и учрежденный по образцу Парижского университета, был учебным центром не только для чехов, но и для немцев, и для славян. Личный состав университета (профессура и студенты) состоял из четырех наций: чехов, поляков, баварцев и саксонцев. А королева Ядвига построила бурсу для студентов — выходцев из Литовско-русского княжества.

Брак короля Англии Ричарда II и принцессы Чехии Анны Богемской, а также преподавание на латыни способствовали оживленным отношениям между университетами этих стран в ХIV-ХV вв. Несомненно, некоторые из философских сочинений Уиклифа были распространены в Праге, куда их привезли студенты, ездившие в Оксфорд слушать английских профессоров. Таким образом, идеи Уиклифа доходили и до славянских народов.

Гуситские войны 1416-1433 гг.

Образ жизни Яна Гуса, его смелость и бесстрашие стали примером для многих гуситов. После сожжения Яна Гуса в 1415 г. и Иеронима Пражского в мае 1416 г. в Констанце образовалось движение гуситов, которое возглавил Ян Жижка.

Польское королевство и Литовское княжество поддерживали гуситов не только дипломатической миссией, но и военной силой. В 1422 г. был отправлен военный отряд (около трех тысяч человек) под предводительством литовского князя Сигизмунда Корибутовича. Посещая Чехию, он подготовил фундамент для объединения гуситов с православными. На помощь им приходили также отряды из Украины, особенно из Галичины.

Война, в которой повстанцы не проиграли ни одного сражения, продолжалась до 1533 г. Папа Римский накладывал на Прагу интердикты, организовывал крестовые походы, но ничто не помогало. Европа была в ужасе от восстания. Однако гуситы были побеждены.

Договор, подписанный с Римской курией, гласил:

— Святое Причастие — каждому желающему под обоими видами (хлеб и вино);

— явные преступления священников и их пороки должны быть устраняемы и наказуемы;

— Слово Божие свободно и с верностью должно быть проповедано.

Чешские братья

Восстание гуситов имело огромное значение для развития национально-освободительных движений не только Европы, но и славянских народов. В результате этой борьбы образовалось движение «Чешские братья». Их вероисповедание основывалось на учении Яна Гуса и Петра Хельчицкого, который в трактате «О духовной борьбе» выдвигал идеи противостояния всем видам насилия и призывал к равенству, братству и любви. Одним из первых в Европе Хельчицкий развивал идеи религиозной терпимости и отделения церкви от государства.

В средине ХVI в. «Чешские братья» появились в Польском королевстве. Здесь их покровителем выступил Я. Остророг — представитель шляхты, давно поддерживающей их. «Чешские братья» были и в украинских землях, прежде всего, в западных регионах — Галичине, Закарпатье и Волыни. Особое внимание они уделяли переводу священных книг на понятный народу язык.

Лютеранство

В силу многовекового противостояния немцев и славянских народов идеи Реформации Лютера не получили широкого распространения среди славян. Лютеранство воспринимали как веру немцев, поэтому на территории Польского королевства и Великого княжества Литовского оно распространялоcь, в основном, среди немецких колонистов.

Анабаптизм

Наряду с лютеранством на украинских землях появилась еще одна немецкая вера — анабаптизм. Анабаптисты (буквально — перекрещенцы, вновь крещеные, от греч. «перекрещиваю») в 1529 г. на рейхстаге в Шпейере были объявлены еретиками и вынуждены были покинуть страну. С 1527 г. немецкий анабаптист Губмайер жил в Моравии, где крестил 6000 человек по вере. Он отстаивал авторитет Священного Писания, крещение по вере и религиозную свободу. В 1529 г. был сожжен в Вене.

В Украине анабаптисты обосновались на Любанщине, Волыни и в г. Владимире, где немецкие колонисты жили со времен Киевской Руси.

Как и движение «Чешские братья», лютеране и кальвинисты в Польше, в Литве и в Украине имели расхождения во мнениях, что привело к множеству разнообразных конфессий и направлений в протестантском лагере. Попытки к объединению всех протестантов не имели успеха. Между тем польский король объявил о некоторых уступках шляхте, и она постепенно утратила интерес к реформаторам.

Кальвинизм

Однако кальвинизм некоторое время был популярен в нашей стране. Почему?

— Многие шляхтичи и богатые люди отправляли детей на обучение в Европу, где в то время кальвинизм был самым популярным и модным.

— Кальвинизм рассматривался как прогрессивное направление, которому надо следовать.

— Оригинальность и новизна по сравнению с ортодоксальной церковью и борьба с католицизмом.

— Демонстрировались независимость и свобода.

Кальвинизм как-то ослаблял противостояние и объединял польскую и украинскую шляхту. Это иногда приводило к окатоличиванию украинской шляхты, но перейти из православия («хлопской» веры) в католицизм было очень сложно. Кальвинизм как ступенька при переходе из православия в католицизм сглаживал этот барьер. Православие украинского народа во главе с Киевом переживало кризис и в глазах некоторых было некультурным (хлопским).

Для православных переход в протестантизм (кальвинизм) был намного проще, так как в это время существовала тенденция к объединению православия с протестантизмом для борьбы с окатоличиванием и унией.

Чтобы объяснить феномен распространения кальвинизма в Украине, нужно понять особенности развития социально-экономических отношений. Сильное стремление римско-католической церкви в Украину вызывало сопротивление народа и казачества. Народ мужественно отстаивал свою независимость, свободу, боролся против феодального гнета, который исходил от Речи Посполитой, особенно через церковь. Поэтому неудивительно, что этот период характерен большим количеством крестьянских восстаний.

Наиболее сильное влияние кальвинизм имел в Бельском воеводстве, в Холмской и Перемышльской землях. Здесь часть шляхты, принявшей кальвинизм, составляла от 25 до 50 %. Кальвинизм распространился на Подолии, Волыни, Подляшье и даже на Киевщине. Его покровителями были: Абрамовичи, Вишневецкие, Воловичи, Глебовичи, Потоцкие, Пронские, Радзивиллы, Сапеги, Ходкевичи.

На Галичине в ХVI в. функционировало около 40 общин, в Холмском Побужье — около 30, на Подолии — пять, на Волыни и Kиевщине было по пять общин. Хотя и немноголюдные и не так долго действовавшие, это были центры со школами, учебными заведениями, центрами по книгопечатанию.

Одним из самых известных центров того времени был город Берестя. Его покровитель — Великий князь Литовский Николай Радзивилл — организовал там школу и «друкарню», где напечатал Радзивилловскую (Берестейскую) Библию, множество книг, поэзий и т. д.

Острог — центр культуры, в котором Василь-Константин Острожский организовал научный центр, издал Библию (Острожская Библия). Это было своеобразным соревнованием двух огромных родов-кланов Радзивиллов и Острожских магнатов, которые демонстрировали свою независимость от Речи Посполитой. В 1593 г. Николай Острог, государь городка Крылова, открыл кальвинистскую школу высшего типа и разработал для нее программу, рассчитанную на пять лет. Сам он учился в Виттенберге и бывал в других протестантских церквях Западной Европы. Организованную им школу иногда называли Академией.

Возле Каменец-Подольска, в городке Пановцы была значительная кальвинистская община, которой покровительствовал Ян Потоцкий. Здесь были и школа, и печатный центр.

Социниане

На фоне протестантизма в Украине зародилось и долгое время действовало движение унитариев, антитринитариев или социниан. Эта проблема (ересь) известна еще со времен I Вселенского собора как арианство. В ХVI в. возникли общества, которые отрицали Троицу и бессмертие души. К самым известным относится ученый-медик Мигель Сервет (1511-1553), который открыл законы кровообращения в человеческом организме. Он имел много последователей. Как еретикам, унитариям запретили проживать в западных странах, поэтому некоторые из них эмигрировали в Польшу, известную в то время своей веротерпимостью.

В 1551 г. в Краков приехали Л. Социн и его племянник Фаусто Социн. Но особенно активно действовал Джорджио Бландрата (1515-1588), который жил в Западной Украине и был широко известен среди кальвинистов. Проповедовал веру в одного Бога-Отца, одного Бога-Сына и одного Бога-Духа Святого. В 1596 г. антитринитарии проводили свой собор, на котором даже присутствующие православные говорили: «Лучше до ариан, к новокрещенцам отойти, нежели быть под властью Папы».

Именно украинские земли, в частности Волынь, стали главным центром унитаризма в первой половине ХVII века. Фаусто Социн приехал в Польшу в 1579 г., написал катехизис и приобрел много последователей. Известно, что памятники Социну на Волыни стояли вплоть до ХIХ в. у социниан было свое понимание Бога-Троицы. Главное в жизни, говорили они, не Священноe Писание, а разум. Унитариями были киевский каштелян Роман Гальский и маршал князя Константина Острожского Гавриил Гойский.

Центром социнианского движения в ХVII веке был Раков (Рахив), который в 1600-1638 гг. стал местом проведения синодов унитариев. Здесь была школа, так называемая Раковская академия, и работал печатный двор, где за 36 лет были напечатаны 246 наименований книг. В 1638 г. Раковский центр закрыли и открыли центр в г. Киселине Волынской губернии. Здесь проводились синоды, на которые собирались по 3000 человек. Покровителями унитариев были Чаплычи. Таким образом, в Украине ХVI века печатание Слова Божия проходило в учебных центрах, и его распространяли, в основном, среди молодежи.

Хотя представителей этих движений в Украине было не так много, они все же влияли на украинскую культуру, религиозную мысль и политическую жизнь страны.

Православные учебные заведения. Книгопечатание

Пытаясь противостоять распространению чужих влияний, православные основывают свои учебные заведения. Так появляются школы нового типа, использующие в своей деятельности новейшие достижения западноевропейской мысли. Первым учебным заведением такого типа в украинских землях была основанная К. Острожским в 1576 г. Острожская академия. В ней преподавала интеллектуальная элита: Г. Смотрицкий, К. Казимирский, К. Лукарис и др.

Основателем книгопечатания в России и Украине был Иван Федоров (1510-1583 гг.). В 1564 г. в Москве он напечатал книгу «Апостол», в 1574 г. выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола», а в 1580-1581 гг. в Остроге издал первую полную Славянскую Библию («Острожская Библия»).

В 1632 г. митрополит Киевский и Галицкий Петр Могила основал Киевский коллегиум путем объединения братской школы со школой Киево-Печерской лавры. Позднее этот коллегиум был преобразован в Киевскую духовную академию.

Петр Могила

Петр Могила происходил из древнего молдавского боярского рода: его отец Симеон был господарем Молдавии в 1607-1612 гг., а дядя — Молдовским митрополитом. После гибели отца в сражении с турецкими войсками Петр с мамой вынуждены были бежать в Варшаву. Там он дружил с будущим королем Польши Владиславом. В Варшаве встретил прекрасную княжну и предложил ей руку и сердце. Княжна согласилась, но с одним условием: Петр Могила должен принять католичество. Брак не состоялся, и он уехал в Киев, видя свое призвание в служении Богу.

Человек глубокой веры, высокого ума и твердого характера, П. Могила посвятил всю свою жизнь делу восстановления и развития православия, находившегося в составе католической Речи Посполитой. В 1640 г. митрополит Петр Могила написал «Православное исповедание веры», которое было принято на Киевском соборе. Благодаря настойчивости, личным связям и дипломатическим способностям ему удалось добиться стабильного правового положения православной церкви в Речи Посполитой.

Брестская уния

1596 г. — Брестская церковная уния — объединение православной церкви в Украине и в Белоруссии с католической и создание Украинской греко-католической церкви. Греко-католики = униаты. Поддерживали унию Игнатий Потий и епископ Кирилл Терлецкий. Согласно условиям унии, православная церковь подчинилась Папе Римскому и приняла католическую догматику, сохранив православную обрядность и язык. Религиозной подоплекой этого было стремление Рима распространить свое влияние на православный Восток, а социально-политической — стремление польских феодалов закрепить свое господство в Украине и Белоруссии.

Одновременно делегаты православного духовенства и мирян провели в Бресте свой собор, на котором униатов отлучили от церкви, а акт унии с католицизмом признали недействительным. Это решение поддержало большинство населения Украины и Белоруссии. Греко-католики закрепились в Восточной Галиции, Буковине и Закарпатье.

Борьба между греко-католиками и православными была длительной и ожесточенной. Особенно усердствовали иезуиты: везде и всюду были их лазутчики, которые убирали ненужных им людей и ставили своих. Особую ненависть иезуитов вызывал главный противник унии в Бресте Вселенский патриарх Кирилл Лукарис (1572-1638) — один из замечательнейших патриархов после падения Константинополя в 1453 г.

Кирилл Лукарис

Уехав из Бреста, он предпринял путешествие в западноевропейские страны для изучения иностранных исповеданий, где познакомился с идеями Реформации. Написал трактат «Восточное исповедание христианской веры», в котором четко проявились его симпатии к реформаторам. В 1621 г. единодушно избран заместителем скончавшегося патриарха. Главной заботой К. Лукариса было ограждение православных от латинской пропаганды. Все свое патриаршество он провел в борьбе с иезуитами, пять раз был возводим на престол и четыре раза низводим. Враги (иезуиты) Кирилла убедили султана приговорить его к смерти, обвинив в подстрекательстве казаков к восстанию и в государственной измене.

Многострадальный старец мученически окончил свою жизнь, убитый янычарами, которые затем бросили его тело в море.

Синод в Вифлееме в 1672 г. отверг все аспекты учения Реформации, «Исповедание» К. Лукариса и даже провозгласил, что Кирилл не писал его.

После подписания унии началось массовое наступление на православную церковь. Уния насаждалась силой, православные церкви и их имущество передавали униатам. Народ считал униатов предателями, а католики не признавали их полноценными католиками. Однако Брестская уния для Польши была очень удобным способом окатоличивания населения.

В 1599 г. была предпринята очередная попытка объединения православия с протестантами, но она не увенчалась успехом.

Переяславский договор

Начиная с 1605 г., пытаясь укрепить позиции Украины, гетман Петр Сагайдачный предпринимает походы на Москву, Смоленск, Кафу, Синоп, Трапезунд. В 1648 г. началась Национально-освободительная война, завершившаяся подписанием Переяславского договора, в котором было провозглашено воссоединение Украины с Россией.

Оппозиция Переяславскому соглашению с первого дня его подписания была довольно влиятельной и многочисленной. Присягнуть Москве отказались Брацлавский, Полтавский, Уманский и Кропивницкий полки, полковник Иван Богун, часть мещан Киева, Переяслава и Чернобыля. Среди церковных иерархов тоже не было единства. Митрополит Сильвестр Косов и архимандрит Киево-Печерской лавры Иосиф Тризна отказались присягать Московскому царю, прекрасно понимая, что это будет полное подчинение Киевской митрополии Московскому патриарху.

Переход Киевской митрополии в Московский патриархат был совершен в 1687 г., через 30 лет после подписания Переяславского соглашения. Московские представители, заплатив огромную сумму денег турецкому султану, уговорили его приказать Константинопольскому патриарху, чтобы тот разрешил передать превосходство Киевской митрополии Москве. Это явилось последним актом трагедии Киевской митрополии.

В Украине началась деятельность православной церкви Московской митрополии и русификация населения. После ухода из жизни гетмана Богдана Хмельницкого в Украине наступает разруха. Россия и Польша воюют между собой на территории Украины, используя в своих целях гетманов. Все завершается подписанием Андрусовского перемирия в 1667 г., по которому Украину разделили между собой Польша и Россия. Позднее Россия усилила свои позиции, подчинила Польшу и т. д. Таковы реалии мировой политики и судьбы народов.

Итак, Реформации в ее классическом европейском понимании в Украине не было. Но был свой путь и опыт проведения Реформации. Было и книгопечатание; и печатание Священного Писания, переведенного на понятный народу язык; организовывались школы нового типа с центрами книгопечатания; Иван Федоров изобрел книгопечатный станок; распространялись идеи Лютера, Кальвина и Социна; общины лютеран есть в Украине и в настоящее время.

Однако в Украине сложились совсем другие исторические условия: народ должен был защищаться и отстаивать свою веру. Классическая Реформация в Европе происходила в католическом контексте и была направлена против гнета папства. Православие в украинских землях было раздираемо католической церковью и православной церковью Московской митрополии. Но даже в этих сложных условиях окатоличивания населения при общении с другой культурой (католицизмом) в Украине утверждались идеи Реформации.

Особенности Реформации в Украине

— Украина как тогда, так и в настоящее время находится на стыке двух противостоящих друг другу культур и религий — западной и восточной, католичества и православия.

— Известно, что все народы и государи Европы с давних времен боролись с папской властью, ее гнетом и контролем. Но это был один и тот же католический мир.

— Славянские народы, в том числе и народы Украины, вследствие своего специфического положения находились под властью Речи Посполитой (западная часть) и Московского государства (восточная часть), поэтому вынуждены были отстаивать свою веру, т. е. православие во главе с Киевской митрополией.

— Реформация в Украине — это не борьба с католической или православной государственной церковью, а защита православной (народной) веры Киевской митрополии от окатоличивания.

— Усиливающееся Московское государство, овладевая и наступая на земли Украины, организовывало приходы христианских церквей восточного обряда, т. е. православие, но с подчинением не Киеву, а Москве.

— Западная христианская церковь, т. е. католичество Польши во главе с Папой Римским, используя самые изощренные методы, пыталось внедриться в культуру славянских народов, окатоличить их и присоединить к Риму. В распоряжении католиков была целая армия самых разнообразных монашеских орденов, особенно преуспевали в этом деле иезуиты.

— Постоянные набеги татар с юга и наступление Османской империи, которая тоже стремилась к завоеванию и подчинению народов.

— Киевская православная церковь, находясь в таких условиях, была в бедственном состоянии и искала выход из него, например, союз с протестантами в 1599 г.

— Большое значение в распространении идей Реформации среди славянских народов имело их общение друг с другом в общем деле, например, в борьбе с немцами и папством.

Библиография

  1. Боплан Гийом Левассер де. Опис України, кількох провінцій Королівства Польського, що тягнуться від кордонів Московії до границь Трансільванії, разом з їхніми звичаями, способом життя і ведення воєн / Г. Л. де Боплан ; АН УРСР, Ін-т історії. — Київ: Наук. думка, 1990. — 252 с., іл.
  2. Борисов Н. С. Церковные деятели средневековой Руси ХII-ХVIIвв. / Н. С. Борисов — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 199 с.
  3. Брайчевський М. Ю. Утвердження християнства на Русі. / М. Ю. Брайчевський ; АН УРСР, Ін-т археології. — Київ: Наук. думка, 1988. — 261 с.
  4. Григоренко Алексей. Уния в истории Украины — Руси: краткий исторический очерк. / А. Григоренко — Новосибирск, 1991. — 104 с.
  5. Грушевський Михайло. Про старі часи на Україні: коротка історія України для першого початку. / М. Грушевський — Київ: Обереги, 1991. — 101 с.
  6. Історія православної церкви в Україні : збірка наук. праць. — НАН України, Ін-т філософії. — Київ, 1997. — 291 с.
  7. Історія релігії в Україні у 10-ти т. / Ред. кол. А. Колодний (голова) та ін. — Київ: Світ знань. — Т. 5. Протестантизм в Україні. — 2002. — 424 с., іл.
  8. Літопис самовидця / Підгот. Я. І. Дзира. — Київ: Наук. думка, 1971. —207 с.
  9. Любащенко Виктория. Кирилл Лукарис и протестантизм: опыт межцерковного диалога. / В. Любащенко — Одесса: Богомыслие, 2001. — 89 с., портр.
  10. Любащенко Вікторія. Історія протестантизму в Україні: курс лекцій. / В. Любащенко — Львів: Просвіта, 1995. — 350 с.
  11. Микитась Василь. Давньо-українські студенти і професори. / В. Микитась — Київ: Абрис, 1994. — 286 с., іл, портр.
  12. Мокрий Володимир. Церква в житті українців. / В. Мокрий — Львів; Краків ; Париж: Просвіта, 1993. — 106 с.
  13. Панас Кость. Історія християнської церкви. / К. Панас — Львів, 1992. — 160 с.
  14. Рігельман О. І. Літописна оповідь про Малу Росію та її народ і козаків узагал / О. І. Рігельман. — Київ: Либідь, 1994. — 767 с.
  15. Папство и его борьба с православием / Сост. с. Носов. — Москва, 1993. — 96 с.
  16. Свідерський Ю. Ю. Боротьба південно-західної Русі проти католицької експансії в Х-ХIIIст. / Ю. Ю. Свідерський — К.: Наукова думка, 1983. — 127 с.
  17. Хижняк З. І. Києво-Могилянська академія. / З. І. Хижняк — Київ: Вища школа, 1981. — 234 с., іл., портр.
  18. Христова церква в Україні 988-1596: нарис історії Укр. Католиц. Церкви та аналіз перехрещення в ній інтересів Риму, Царгороду, Варшави й Москви / упоряд. Матвій Стахів. — Львів: Стрім, 1993. — 585 с.
  19. 400 лет Брестской церковной унии 1596-1996: критическая переоценка: сб. материалов международного симпозиума (Неймеген, Голландия) / Ред. А. Юдин. — 1998. — 256 с.
  20. Шевців Іван. За єдність церкви і народу. / І. Шевців — Мельборн: Просвіта, 1973. — 120 с.

Всеукраинский культурно-просветительский центр «Новая жизнь»

Иллюстрация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *