На Ізяславщині пройшла освітньо-практична конференція «Історія Реформації: вчора, сьогодні, завтра»
27.02.2017
В Краматорске презентовали проект празднования Года Реформации (ВИДЕО)
28.02.2017

Протестантская трудовая этика как ответ для Украины

Украинское общество находится на этическом раздорожье. И это прослеживается практически во всех сферах. Немаловажным является неопределенность и в сфере трудовой этики, и здесь для евангельских протестантов открывается не только огромная сфера для работы, но и вызов: смогут ли они преподнести протестантскую этику труда как ответ на нужды общества? Теоретически мы можем сказать, что проблемы сегодняшнего дня указывают на нужду общества в протестантской трудовой этике и ее результатах, выраженных в экономическом росте, как это есть в странах Запада. Но практически это нужно еще доказать. Ведь смотря на экономический успех западных стран, мы редко видим в этом религиозную составляющую. Но пора увидеть эту взаимосвязь.

Украинское общество традиционно считается православным, поэтому мало кто ставил для себя вопрос о сути трудовой этики, которая, как ни странно, все еще является советской, не смотря на то, что уже прошло двадцать пять лет после падения коммунистического режима и возникновения независимого украинского государства. Вопрос о важности протестантской этики возник только сейчас, когда украинцы на протяжении последних трех лет столкнулись с необходимостью общественно-политического выбора в пользу цивилизованных европейских стран. Ведь желание жить по-европейски, без понимания того, что является главным этическим фактором, сформировавшим гражданское сообщество в Европе, приводит к тому, что мы не можем выйти на необходимый уровень преобразования и трансформации общества. А ведь таким главным этическим фактором является протестантская этика.

На основании чего мы приходим такому заключению? Протестантская трудовая этика несет с собой идею добродетельности труда и необходимость добросовестной работы, подразумевающей качество, усердие и идею обогащения.[1]

Правда, в такой трудовой этике, на сегодняшний день нуждается все постсоветское общество, а не только Украина, которая к своему опыту знания социалистического труда в советских реалиях, добавило и опыт «дикого» капитализма постсоветского типа.

Соответственно, евангельские протестанты как никто другой могут предложить украинскому обществу протестантский вариант трудовой этики, в котором мы все нуждаемся.

Сложность украинского социально-политического контекста связана с имитацией проведения необходимых реформ во всех сферах жизни.[2] Как следствие, мы не видим позитивных преобразований, и как результат, жизнь не становится лучше. Проевропейский ориентир Украины наталкивается на жесткую реальность пути по кругу. Это в итоге приводит к неспособности евангельских протестантов повлиять на общество, реализовывая свой этическо-трудовой потенциал.

По мнению классика социологии Макса Вебера, протестантская этика ведет к экономическому и социальному процветанию. Об этом он пишет в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма». Вебер говорит, что кальвинизм (реформатская вера) способствует позитивному развитию общества.[3] В своей книге он рассуждает, что церковная набожность, непринятие мира и аскетизм совершенно не мешают вести капиталистическое предпринимательство и бизнес.[4]

«Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера

Кто же такой Макс Вебер? Макс Вебер — немецкий социолог, интересный нам своей исследовательской работой по социологии религии «Протестантская этика и дух капитализма», написанной им еще в начале ХХ века, в 1905 г. В этой книге автор поднимает вопросы влияния религиозного догмата на хозяйственный уклад социума и затем его воздействие на структуру общества.

Труд Макса Вебера по «Протестантской этике» стал наиболее популярной его работой. В этой книге Вебер говорит о том, что этическая система кальвинизма как одной из деноминаций протестантизма стала причиной смены экономического центра Европы и перехода от католических французских, испанских и итальянских городов в протестантские нидерландские, английские, шотландские и немецкие города.

Вебер считает, что общество, имеющее большую долю приверженцев Реформации, оказывается способным создать более развитую капиталистическую экономику.[5] Также в многоконфессиональных странах крупнейшие предприниматели являются протестантами.[6] Правда, это к многоконфессиональной Украине не относится… Так, по мнению Вебера, католицизм, стал преградой для общества на пути к развитию производства,[7] правда, здесь нужно учесть то, что исследования Вебера датируются концом ХІХ — началом ХХ столетия. Сегодня такого о католицизме уже не скажешь, да и ситуация в мире значительно изменилась. Скорее всего, то, что называл протестантской этикой труда Макс Вебер, — это универсальный принцип, который может быть присущ не только протестантам, и выходить за рамки религиозного составляющего, хотя исторически реформаторы первыми определили труд как служение, равносильное проповеди.

Вспоминается знаменитая цитата Мартина Лютера о том, что «призвание доярки не менее почетно, чем призвание проповедника и священнослужителя», подразумевающая, что уже нет четкой границы между священным и профанным в сфере труда, и, соответственно, трудовая этика приобретает другой характер. По Лютеру, «гражданские профессии, скромная деятельность в доме и во дворе, в предприятии и должности рассматриваются не как отвлекающие от неба, но как действительно духовное занятие».[8] Но в нашем украинском православном контексте, который находился под влиянием греческой философской мысли, у которых работа считалась проклятием, как об этом пишет Тимоти Келлер в своей книге «Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле»,[9] и соответственно сложилось устойчивое мнение, что труд — не добродетель, что работа — это неизбежное зло, значит, на нее нет смысла тратить все свои силы!

Протестанты, несмотря на свои отличия в мировоззрении и определенную неудобность, всегда были необходимыми для развития экономики. Так, прусскому королю Фридриху Вильгельму I приходилось мириться с пребыванием меннонитов в Восточной Пруссии, несмотря на их категорический отказ от военной службы, потому что меннониты были главной опорой прусской промышленности.[10]

Так, Иен Барбур в своей книге «Этика в век технологии», в разделе «человеческие ценности» говорит, что «на ранних этапах протестантская этика проповедовала бережливость и усердный труд, и сочетание их нередко вело к финансовому успеху».[11]

Христианская вера исторически предполагала непринятие мира, аскезу и отказ от погружения в мирские дела.[12] Что есть отчужденность от мира? По Веберу это подчинение всего жизненного уклада религиозным интересам. Это есть как у католиков, так и у протестантов. Вебер показал, что данный тезис о непринятии мира имеет внутреннюю связь с капиталистическим предпринимательством и развитием бизнеса. И в этом парадокс.

Интересно, что этическая система кальвинистов (реформатской веры) мотивировала последователей к упорному труду, рациональному ведению хозяйства и вложению прибыли в дальнейшее производство. Это связано также и с их амилленаристскими эсхатологическими предпочтениями.

Макс Вебер указал, что погоня за благосостоянием у протестантов не считалась признаком греховной жадности или честолюбия. Он обратил внимание, что протестанты по-новому относились к богатству, и этот подход был аскетическим.[13] Вебер называл это новым «духом капитализма», подчёркивая его нематериальный характер и несклонность к гедонизму. В чем же причина такого подхода? Это связано с тем, что в протестантизме спасение не зависит от дел, а приобретение капитала не считалось угрозой спасению. По мнению кальвинистского писателя XVII века Вениамина Франклина, который в своих трудах сочетал похвалу приобретению капитала в миру с критикой его растраты. Капитал следовало приумножить, а не тратить.[14]

Точка зрения Вебера подтверждается анализом современных протестантских общин в Латинской Америке (где миллионы людей за последние 20 лет перешли из католицизма в протестантизм). Как показывают исследования, ставшие протестантами люди из бедных слоёв поднимают свой жизненный уровень быстрее, чем католики.[15]

По мнению Макса Вебера, кальвинистская идея о предопределении придавала им уверенность в спасении и не влияла негативно на их мирскую деятельность. То есть они занимались бизнесом и приумножением капитала без зазрения совести, при условии, что их капитал приобретался приемлемыми способами и не тратился расточительно.[16]

Поэтому главной сильной стороной протестантизма является его учение о трудовой этике, доказавшей свою способность к преобразованию общества и имеющей потенциал к позитивным переменам для находящегося в глубоком социально-политическом и экономическом кризисе украинского общества. Так как это актуально и для Украины, украинскому обществу необходимо пересмотреть свою трудовую этику, чтобы в итоге пришли необходимые позитивные преобразования, которые могут стать реальностью в нашей стране.

Литература

  1. Барбур, Иен. Этика в век технологии. М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 2001.
  2. Булгаков, С.Н. История экономических и социальных учений.— М.: Астрель,
  3. Вебер, Макс.Протестантская этика и дух капитализма (эл. источник).
  4. Келлер, Тимоти. Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле. /Тимоти Келлер, Кэтрин Лири Олсдорф; — Москва: Эксмо, 2015.
  5. Макграт Алистер. Богословская мысль реформации. — Одесса: ОБШ «Богомыслие», 1994, — 275 с.
  6. Малко Роман. Грандіозна імітація. Світ у 2016. Український випуск. Український тиждень, 2016. — 126 с.

Примечания

[1] Социологический словарь. — М.: Экономика. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. 2004.

sociological_dictionary.academic.ru

[2] Малко Роман. Грандіозна імітація. Світ у 2016. Український випуск. Український тиждень, 2016. — с. 126.

[3] Вебер, Макс. Протестантская этика и дух капитализма. — с. 67  (эл. источник).

[4] Там же, с. 66.

[5] Вебер, Макс. Протестантская этика и дух капитализма. — с. 67 (эл. источник).

[6] George Ritzer.Contemporary Sociological Theory and Its Classical Roots: The Basics. — McGraw-Hill. — р. 35-37.

[7] Вебер, Макс. Протестантская этика и дух капитализма. — с. 67 (эл. источник).

[8] Булгаков, С.Н. История экономических и социальных учений. — М.: Астрель, 2007. — 211.

[9] Келлер, Тимоти. Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле. /Тимоти Келлер, Кэтрин Лири Олсдорф; — Москва: Эксмо, 2015. — с. 55.

[10] Вебер, Макс. Протестантская этика и дух капитализма. — 68 с. (эл. источник).

[11] Барбур, Иен. Этика в век технологии. М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 2001, — с. 65.

[12] Bendix. Max Weber. — 1977. — P. 57. books.google.com.ua.

[13] Макграт Алистер. Богословская мысль реформации. — Одесса: ОБШ «Богомыслие», 1994, — с. 275.

[14] Там же, с. 276.

[15] Протестантская трудовая этика ru.wikipedia.org.

[16] Макграт Алистер. Богословская мысль реформации. — Одесса: ОБШ «Богомыслие», 1994,  — с. 275.

Константин Тетерятников

Иллюстрация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *