Збірна «Карпат» зіграла у Львові з командою колишніх професіоналів Бразилії (ВІДЕО)
03.07.2017
Шляхи проникнення реформаційних ідей на українські землі в XVI ст.
04.07.2017

Реформация и развитие медицинской науки

Анализируя значение и роль Реформации в развитии европейской цивилизации, нельзя обойти вниманием и тот вклад, который она внесла в развитие медицинской науки. Ибо вопреки относительно расхожему взгляду в отечественной историографии, значение Реформации выходит далеко за сферы чисто религиозного характера [11].

Реформация представляет собой кардинальную перестройку всей системы средневековой Европы с ее феодальными отношениями, суевериями, всеобщей безграмотностью и кострами инквизиции [6, 10, 11]. Недаром в дореволюционной историографии именно Реформация знаменовала собой конец Средневековья — самой темной и мрачной страницы человеческой истории [6]. Она знаменовала собой и конец средневековой медицинской системы и ее философии. Чтобы по достоинству оценить и понять то, чем обязана современная медицина Реформации, необходимо вспомнить, что представляла собой медицина средневековой Европы. Учитывая это, целью настоящего исследования стало изучение роли Реформации в развитии медицинской науки.

С момента окончательного падения в 476 г. н. э. Западной Римской империи и образования на ее территории варварских королевств, практически все достижения античной науки и в том числе медицины были похоронены под руинами античного мира [7]. Средневековое общество стало развиваться в жестких идеологических тоталитарных религиозных рамках, которые, причем, с учением Евангелия имели очень мало общего, ограничиваясь лишь внешней формой христианского учения при фактически полуязыческом содержании [10, 11]. Основой средневековой науки и, в частности, медицины была схоластика. Это, безусловно, оказало кардинальную роль и на развитие медицинской науки, а точнее, на ее торможение и даже запрет. Представители последней, будучи богословами, собрали и систематизировали все известные до них как научные, так и богословские исследования, объединив их в единую систему с единственной целью: оставить это незыблемым на все последующие времена [4, 5, 10, 11].

Таким образом, сама возможность появления чего-то нового исключалась в принципе. Учитывая же господство западной средневековой церкви, эта «защита» науки от дальнейшего раз вития осуществлялась с помощью меча и костра. Все положения схоласты призывали брать на веру, попытки же дать им научные обоснования приравнивались к неверию и ереси. Они подчинили разум церковному авторитету, которому была подчинена ими и сама Библия. При этом одними из своих авторитетов они избрали Аристотеля и Галена, научные труды которых отныне стали последней точкой во всех отраслях знаний. Тот же, кто не соглашался с теми или иными взглядами Аристотеля или Галена, объявлялся еретиком и подвергался сожжению [1, 4, 5, 9]. При этом даже доказательства положений Аристотеля или Галена схоласты проводили умозрительным, а не экспериментальным путем, что привело в конце концов к вырождению схоластики вообще и превращению ее в интеллектуальную софистику. Дело доходило, порой, просто до абсурда. Так, когда однажды было показано, что нервы сходятся в головном мозге, а не в сердце, как указывал Аристотель, один врач сказал другому: «Вы мне показали это так ясно и ощутимо, что если бы текст Аристотеля не говорил обратного, то необходимо было бы это признать истиной» [5].

Таким образом, средневековое богословие делало невозможным развитие науки и медицины в частности. Вторым глобальным фактором, препятствовавшим ее развитию в принципе, было отношение западной средневековой церкви к образованию вообще. И это не случайно, так как темной народной массой управлять всегда проще. Поэтому Средневековье практически не знает университетов, а те немногие из них, которые существовали, были основаны на принципах вышеупомянутой схоластики со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому подготовка квалифицированных на тот момент медицинских кадров была невозможна [5, 11].

Эта проблема усугублялась еще и двумя принципами, на которых строилась средневековая наука. Это, с одной стороны, соединение науки и суеверия, а с другой — противопоставление науки и религии [10, 11]. Это приводило к тому, что болезнь рассматривали как следствие неблагоприятного расположение звезд, сглаза, родовых проклятий, вследствие чего от болезней прописывались самые настоящие магические рецепты с применением «зубов дракона», толченых крыльев летучей мыши, плесени, взятой с погребальных плит, и воды, забранной в лунную ночь. Это приводило и к тому, что целые группы нервных и психических больных объявлялись одержимыми, а с другой стороны, с целью профилактики роста заболеваемости и эпидемий проводилась охота на ведьм. При этом самые элементарные принципы гигиены и обеззараживания в период эпидемий воспринимались как колдовство, и врачей, производящих их, сжигали на кострах.

Религиозное невежество Средневековья делало невозможным и развитие анатомии как фундамента всей медицинской науки. Врачей, занимавшихся вскрытием умерших, объявляли чародеями и уничтожали. Любые попытки развития экспериментальной медицины также приравнивались к оккультной практике [5]. Эпоха Средневековья была временем безраздельного господства антисанитарии и эпидемий [5, 7]. Население средневековой Европы принимало ванны нередко всего 2-3 раза в год, считая, по наущению Церкви, что забота о чистоте тела является угождением плоти, а это являлось грехом.

Массовые паломничества без соблюдения элементарных гигиенических норм и крестовые походы на Восток приводили к вспышкам страшных эпидемий, с которыми боролись путем совместных молебнов, еще более усугубляя их за счет скопления массы людей в замкнутых помещениях [2, 3, 8, 11].

Именно против всей этой средневековой системы медицины и выступила Реформация, которая отделила науку от суеверий, открыла возможность для занятий научными исследованиями, не зажатых в тиски средневековых взглядов и понятий [10, 11]. Именно Реформация провозгласила необходимость всеобщего образования, осуществляя это путем открытия школ, университетов, активной поддержки книгопечатания. Реформация открыла двери развитию анатомии, физиологии и экспериментальной медицины, разрушив суеверные и антинаучные представления о строении человеческого тела и причинах заболеваний [6, 11]. И потому не случайно, что страны, принявшие Реформацию, такие как Германия, Швейцария, Швеция, Дания, Великобритания, Нидерланды, сделали стремительный рывок вперед, оставив далеко позади отвергнувших Реформацию Испанию, Португалию и Италию, которые еще несколько столетий продолжали жить по канонам церковной схоластики.

Таким образом, подводя итог нашему общему краткому обзору, можно сделать вывод о решающей роли Реформации в развитии и становлении науки и образования и, в частности, медицинской науки и образования.

Выводы

  1. Реформация привела ко крушению средневековой системы образования, зиждившейся на схоластике, суевериях и противопоставлении науки и религии, что дало принципиально новое направление в медицине и отказу ее от лечения заговорами, «зубами дракона», «настойкой лунного света» и т. д.
  2. Реформация способствовала учреждению университетов с подлинно научной программой обучения и внедрению широкой системы школьного образования, что существенным образом повысило общий уровень грамотности населения и возможности подготовки квалифицированных медицинских кадров.
  3. Реформация привела к созданию экспериментальной медицины, бурному развитию анатомии и физиологии, заложив тем самым фундаментальную базу для исследования патологических состояний.
  4. Реформация способствовала подлинно научному рассмотрению понятия болезни, отказавшись от темных средневековых понятий в ее развитии — роли звезд, сглаза, проклятий и пр. и выработке на основании этого принципов патогенетической терапии тех или иных заболеваний.
  5. Реформация заложила принципы психосоматической медицины, говорящей о неразрывности психоэмоциональных особенностей человека, его характера с течением того или иного заболевания.
  6. Именно в странах, принявших учение Реформации, были основаны первые подлинно научные медицинские факультеты университетов, первые государственные больницы.

Список литературы

  1. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. / Под ред. В. Ф. Асмуса, З. Н. Микеладзе, И. Д. Рожанского, А. И. Доватура, Ф. Х. Кессиди. М., 1975-1984.
  2. Гергей Е. История папства. М.: Республика, 1996.
  3. Гофф Л. Людовик IX Святой. М.: Ладомир,
  4. Григулевич И. Р. Инквизиция. М.: Политиздат, 1985.
  5. Заблудовский П. Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины. М.: Просвещение, 1981.
  6. Иегер О. Всеобщая история. В 4-х т. СПб.: Изд-е А. Ф. Маркса, 1904.
  7. История средних веков. В 2-х т. /Под. ред. Е. А. Косминского. М., 1952.
  8. Лависс Э., Рамбо А. Эпоха крестовых походов. СПб.: Полигон, АСТ, 1999.
  9. Льоренте Х. А. История испанской инквизиции. В 2-х т. М.: Ладомир, АСТ, 1999.
  10. Робертсон Д. История христианской церкви. В 2-х т. СПб.: Изд-е И. Л. Тузова, 1890-1891.
  11. Шафф Ф. История христианской церкви. В 8-ми т. СПб.: Библия для всех, 2008-2010.

Алексей Опарин

Источник: ombudsman.perm.ru

Иллюстрация

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *