Мартін Лютер про реформовану освіту
05.10.2016
Вплив лютеранських ідейних засад на формування релігійного світогляду Станіслава Оріховського
05.10.2016

Реформация в историческом процессе

Вступление: общий взгляд

Реформация ― преобразование, исправление, в данном случае ― необходимость преобразовать и привести процессы общечеловеческого бытия в соответствие с требованиями времени. Реформация может быть определена как движение религиозной реформы в Римской католической церкви.

Реформация ― это прежде всего возврат к тому, что было потеряно, возврат к тем духовно-нравственным ценностям, которые составляли смысл и содержание жизни социума нового времени, первоапостольской церкви. 10 заповедей ― нравственный закон, который изучался, исполнялся и утверждался из поколения в поколение, а к началу ХVI в. был позабыт.

Мероприятия, связанные с 500-летием Реформации ― это не амбиции, не вражда и не межконфессиональные противостояния, а глубокое осознание и понимание естественных исторических процессов развития человеческого общества. Люди всегда стремились к возвышенному, прекрасному, к идеальным отношениям в обществе, в котором царствовали бы любовь, мир, радость, справедливость и т. д. Возвышенные идеи первых веков нового времени, претворяясь в жизнь, терпели фиаско, а стремление к светлому будущему вновь и вновь вдохновляло и способствовало развитию не только экономических, производственных, социальных, но также и христианских отношений.

Начало нового времени

Две тысячи лет назад человечество вступило в новую эпоху своего развития. Старые общепринятые нормы поведения, духовно-нравственные законы и принципы бытия требовали дальнейшего развития. Греческая и римская культура стремились к преобразованию, а философия переживала кризис. На смену старым понятиям непрощения, мести «око за око и зуб за зуб», кровавых жертвоприношений, от которых человечество устало, пришло новое. Поиски привели к появлению совершенно иного восприятия и понимания окружающего бытия и мира, пришло новое понимание межличностных отношений. Христианство оформило, раскрыло и наполнило глубоким смыслом человеческую жизнь, стало эпохальным открытием, принесло человечеству новые законы любви, всепрощения, братства, демократии, либерализма. Но философия любви как в начале, так и в современном мире, не всеми принимается.

Первые шаги (I–III века)

Прежде всего, новые идеи были понятны и приняты простым народом. Бедные и униженные, живущие в нищете, лишенные радости и надежды, услышав слова ободрения, воспрянули духом: теперь их жизнь наполнена смыслом, есть цель и надежда на прекрасное будущее. Это новое общество, которое составляли христиане, которые, несмотря на все связи с традиционной религией, вполне отличались от нее. Не просто религиозное братство, не духовное общество, не союз единомышленников, а Экклесиа: собрание народа Божьего, призванное возвестить Его волю, исполнить Его дело.

Призыв к обновленной жизни, оформление кафедр, обучение, установление норм и правил

Новые идеи и новое учение, распространявшееся в мире, основанное на учении Иисуса Христа, выдвинуло своих лидеров, которые на смену старым языческим храмам предложили другое место для собраний ― Церковь. При церквях организовывали школы, кафедры, где обосновывалась правомерность появления нового учения и где люди обучались нормам и правилам жизни в социуме.

Как же это проявлялось? Прежде всего, в деятельной любви, в которой каждый нуждался и стремился к ней. Любовь требует общей жизни, подлинного единства ― не только в вере или учении, но и в общении, единомыслии и труде. Материальные блага распределялись по потребностям. У множества было одно сердце и одна душа. Это выражалось также в деятельной взаимной поддержке и заботе всех обо всех, заботе одинаково материальной и духовной, в умении прощать взаимно друг другу, как Христос простил всех, так и они. Более же всего все стремились облечься в любовь, которая есть «совокупность совершенства».

Противостояние старому миру, греческой философии ― гонения и распространение

Все новое всегда приходило в жизнь непросто. Новому учению предстояло выдержать противостояние греческой философии, в частности учению гностиков (от греч. ― имеющие знание). На уровне представителей старого языческого мира Церковь переживала гонения, которые и способствовали распространению учения.

Например, пожар в Риме в 64 г. при императоре Нероне. Император мечтал написать поэму, которая впечатлила бы весь мир, а для вдохновения ему нужен был пожар. Христиане оказались виновными, подверглись жесточайшему гонению, были объявлены вне закона и вынужденно бежали из столицы. Главной причиной гонений был отказ приносить жертвы идолам и называть императора «господом».

Особенности ХІ века

Человечество медленно, но верно постепенно уходило от первоначальных идеалов. Человеческий фактор срабатывал и в этом случае: амбиции, борьба за власть и сферы влияния, противостояние Востока и Запада привели к печальному состоянию ― к расколу.

Великий раскол между Востоком и Западом, в основном, определяется расколом церковным, который произошел в 1054 г. Причиной раскола была борьба за власть, за сферы влияния между патриархом Константинопольским и Папой Римским в IХ в. в Болгарии, а в ХI в. в Италии.

Теперь ранее единое сообщество людей, единая христианская идея были разделены, имели «моральное» право наступать друг на друга, устраивать военные конфликты, проливать человеческую кровь, петь анафемы, что и делали до 1965 г. На историческом пути христианства разделение церкви ― это величайшая трагедия. Единство ранней церкви понималось и переживалось не только как форма, но прежде всего как содержание самого христианства ― «Да будут все едины».

Крестовые походы

Крестовые походы (1095-1453 гг.), в которых участвовали Англия, Германия, Франция и Византия, а также представители других стран, свидетельствовали о том, как старая природа, старые языческие страсти мести и зависти живучи. Борьба за сферы влияния, обогащение, подчинение народов перечеркивает и уничтожает самые прекрасные идеалы и мечты.

Первый крестовый поход (1095-1099 гг.) был очень жестоким, но самым значимым. В результате этой кампании образовались четыре королевства: Антиохийское, Иерусалимское, Триполи и Эдесское. Второй поход (1147-1148 гг.) считается неудачным. Причина ― освобождение Эдессы. Французский король Людовик VII, немецкий король Конрад III и Б. Клервовский вернулись, так и не освободив Эдессу.

Последствия третьего (Королевского) похода (1189-1192 гг.) были также плачевны. Мусульмане взяли Иерусалим. Папа Римский организовал крестовый поход. Участники: Фридрих I Барбаросса, французский Филипп-Август и английский король Ричард Львиное Сердце. Основные события вокруг Акры в Сирии ― два года осады бесполезны. Фридрих Барбаросса случайно утонул в реке. Ричард Львиное Сердце при возвращении в Европу попал в тюрьму и только через два года был выпущен.

Самим печальным был Четвертый крестовый поход (1202-1204 гг.), который закончился полным разграблением Константинополя, а позже в 1453 г. ― его «падением». Жесточайшее поведение западных христиан не только с мусульманами, но и с христианами Востока, а также и с евреями на долгие века посеяли вражду между Западом и Востоком; католиками и православными; латинцами и греками. Греки говорили: «Лучше мусульмане, нежели латинцы».

Казалось бы, полнейший крах всех желаний, мечтаний и усилий. Восточная часть империи попадает под турецкое иго, где законы нового времени попираются, и все сторонники его преследуются. Западная часть переживала не лучшие времена.

Если в предыдущие столетия «мерой всех вещей был Бог», то на данном этапе «мерой всего и вся стал человек». Гуманизм, возникший в эпоху Возрождения, ― направление общественной мысли, обращенное к человеку как индивидуальности, как личности предполагает гуманное, т. е. человечное отношение к людям.

Идеальный образ этих отношений витал перед мысленным взором людей с незапамятных времен. Христианство провозгласило всех людей равными перед Богом, декларировало заповеди, которые являются нравственными нормами. Однако алчность, стремление к обогащению, постоянные войны, борьба за влияние на народы и государства между Папой Римским и государями Европы, борьба клириков за папский престол, костры инквизиции, воюющие монашеские ордена, голод, моры, эпидемии, ― все это повергало в разочарование и побуждало народы искать выход. Желание жить в справедливом обществе, где не попирались бы законы бытия, где царили бы любовь, радость, мир, равноправие, социальное равенство, уверенность в завтрашнем дне и многое другое, что, по представлениям людей, составляет счастливую жизнь.

Вся Европа была охвачена попытками народа найти выход. Возникают движения альбигойцев, катаров, богомилов; появляются предшественники реформации ― Дж. Уиклиф, Дж. Савонарола, Ян Гус.

Реформация в жизни Европы

Предшественники Реформации: Джон Уиклиф, Ян Гус

Джон Уиклиф (1328-1384 гг.) родился и работал в Оксфорде. Он хотел преобразовать церковь путем устранения распустившегося духовенства и изъятия церковного богатства. Он был первым, кто перешел от критики обрядов к критике доктрин, провозглашал Писание единственным авторитетом. Утверждал, что Христос, а не Папа Римский является главой церкви. Впервые перевел Новый Завет на английский язык. Его последователи ― лолларды.

Ян Гус (1371-1415 гг.) боролся за национальные права чешского народа, культуру и язык, требовал преобразования церкви по образцу раннехристианских общин нового времени. Его образ жизни (в котором даже враги не могли найти «пятна»), а также смелость и бесстрашие (высшую цель человеческой жизни он видел в мученическом венце) стали примером для многих гуситов. После сожжения Яна Гуса в 1415 г. в Констанце началось движение гуситов, которое возглавил его друг ― Ян Жижка. Война продолжалась до 1533 г. Повстанцы ни одного сражения не проиграли. Папа Римский накладывал на Прагу интердикты, организовывал крестовые походы, ― ничего не помогало. Европа была в ужасе от восстания.

В результате этой борьбы было организовано движение «Чешских братьев». Договор гласил:

  • Святое Причастие ― каждому желающему, под обоими видами (хлеб и вино).
  • Открытые преступления священников и их пороки должны быть устраняемы и наказуемы по Божественным заповедям.
  • Слово Божие свободно и с верностью должно быть проповедано.

Победа гуситов имела огромное значение в развитии национально-освободительных движений не только Европы, но и славянских народов.

Мартин Лютер

Пиком духовно-нравственного разложения и крайней мерой падения некоторых представителей церкви была продажа индульгенций. Папский легат Теццель говорил, что достаточно купить индульгенцию ― и все грехи прошлые, настоящие и будущие будут прощены. М. Лютер ― монах, проповедник в церкви г. Виттенберга, призывал народ к покаянию, заявлял о том, что прощение грехов возможно только после покаяния, что «праведник верою жив будет».

Мартин Лютер (1483-1546 гг.) ― основатель Реформации и новых демократических отношений к семье и к женщине. Реформы Лютера затрагивали все сферы жизни общества. Демократические преобразования коснулись монастырей, многие из которых были превращены в христианские школы, где как мальчики, так и девочки, ранее не имевшие права посещать школу, могли учиться.

Реформы позволили монахам создавать семьи, запрещали пьянство, праздность, игру, нищенство: нищих не должно существовать, потому что каждый город должен был заботиться о своих бедных. Особенно большое внимание Лютер уделил институту семьи: исполнению законов брака, счастливому материнству и детству.

Изучая историю первых веков, труды Отцов церкви, Лютер видел, какое внимание уделялось созданию крепкой семьи. Основные законы: «одна плоть»; «не прелюбодействуй»; строгое соблюдение иерархии, ведь крепкая семья ― залог сильного государства. Семья ― это таинство брака, и к нему каждый должен относиться с большой ответственностью, разводы не поощрялись, также как и вторые браки. Ведь самое совершенное творение во вселенной ― это семья.

Мартин Лютер был одним из самых счастливых реформаторов, у него была прекрасная жена-помощница Катерина фон Бора, с которой реформатор вступил в брак в 1525 г. У них было четверо детей. В его доме всегда радовались гостям, сам Лютер был хорошим музыкантом, играл на лютне, имел приятный голос, составлял песни, которые исполняли многие. Верная, любящая и преданная Екатерина фон Бора всегда была рядом, помогала и поддерживала его во всем. Иногда он называл ее «проповедницей» ― за идеи, которые она дарила ему. Свою преданность Катерина подтвердила и после смерти Лютера: когда герцог Альба надумал стереть с лица земли место захоронения, она приложила много усилий, и тот отступил.

Жан Кальвин и начало развития капиталистических отношений

Европа, охваченная реформационными войнами, окунувшаяся в хаос и безысходность, нуждалась в сильной личности, которой и был Кальвин (1509-1564 гг.). Он говорил о важности в жизни труда, пунктуальности и порядке, а также о профессиональных успехах каждого человека. Эти тезисы стимулировали развитие капиталистических отношений первоначального накопления. Предписываемые Кальвином нравственно-религиозные принципы характеризовались суровостью, простотой и аскетизмом. Все регламентировалось до мелочей.

Трудолюбие Кальвина кажется невероятным. Одновременно Кальвин был писателем, дипломатом, законодателем, проповедником и профессором с неослабевающей силой духа, заключенного в больную и хрупкую оболочку. В этот период кальвинизм был самым популярным и модным учением среди молодежи Европы, куда состоятельные родители из Украины и Польши отправляли детей на учебу. Кальвинизм рассматривался как прогрессивное направление, которому надо следовать. Привлекала оригинальность и новизна по отношению к ортодоксальной церкви, демонстрировалась независимость. Появилось мнение, что ереси ― это проявление прогресса и творческого духа в религии и культуре, а еретиков считают новаторами, революционерами и героями.

Реформационные идеи в Украине ХVIХVII вв.

Неспокойное время, постоянные войны и конфликты создавали благоприятную почву для миграционных процессов. Люди убегали в чужие страны и земли, неся с собой реформационные идеи. В Украину прибывали представители анабаптистов, лютеран, социниан, кальвинистов, менонитов и др. В результате возникли научные центры: Раковская и Острожская академии и др. как некий синтез духовных традиций Запада и Востока, обогащение друг друга.

Лютеранство не имело успеха в Украине, потому что воспринималось как вера немцев, с которыми славянские народы вели постоянные войны. Социниане (они же унитарии) не могли жить в Западной Европе из-за преследования. Центром движения социниан в Западной Украине была Волынь, в Ракове, где действовала академия, работал печатный двор. Феномен распространения кальвинизма в Украине объясняется особенностью развития социально-экономических отношений.

В этот период широко звучала формула Первого Шпейерского рейхстага 1526 года: «Чья власть, того и религия». (Сujus regio, ejus religio), подтвержденная на рейхстаге в Аугсбурге 1555 года.

Благочестие и благовестие ХVІІ-ХVІІІ веков

Столько усилий, стремлений, крови ― и все напрасно. Все попытки любой ценой построить счастливое будущее, где бы не только провозглашались красивые лозунги, но и жили так на самом деле, оставались только словами. Люди, потеряв многих близких и родных, оставались бедными, нищими, обездоленными. На фоне этого состояния жители не только Европы, но и Украины переживали духовный кризис: «Выхода нет. Что делать?»

И снова поиски завершаются новым движением, дающим выход. Пиетизм (от лат. ― благочестие) ― типичное религиозное движение, которое стремилось к пробуждению и обновлению не только религиозных чувств, но и жизни. Основателем пиетизма был лютеранский богослов Ф. Я. Шпенер (1635-1705 гг.). Для оживления веры среди народа он предложил усилить совместную работу светского общества с представителями церкви, понимание христианства как живой и деятельной веры, а не только знания, кротость в полемике с людьми противоположных убеждений, живую проповедь.

Представителями пиетизма в Украине были Ф. Прокопович; П. Могила; И. Гизель; Иов Борецкий; Гр. Сковорода и др.

Феофан Прокопович (1681-1736 гг.) ― один из представителей пиетизма в Украине. Учился в Киеве, Львове, Вене, Венеции, Флоренции и Риме. В Риме слушал три года (1698-1701) лекции в иезуитском коллегиуме. В октябре 1701 г. публично защитил докторскую диссертацию в присутствии Папы Климента ХI. В этом же году вернулся в Киев через покаяние, наказание и прощение. Профессор и ректор Киево-Могилянской академии.

Личность яркая, энергичная и всесторонне одаренная, знал несколько языков. Прославился как выдающийся богослов, философ, писатель, проповедник, историк, политический деятель, ― внес в становление культуры ни с чем несравнимый вклад. Симпатии Прокоповича к пиетизму не ограничивались практично-просветительскими мотивами, он был не только церковно-государственным деятелем, а мыслителем, который мечтал об обновленном православии, о распространении передовых европейских направлений в философии и науке.

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) ― просветитель, философ и поэт. Сын малоземельного казака Левобережной Украины. Образование получил в Киево-Могилянской академии (1738-1741). В 1741-1744 гг. состоял в придворной капелле в Петербурге, три года (1750-1753) путешествовал по Австрии, Венгрии и Швейцарии в составе русской военной миссии. Преподавал этику в Харьковском коллегиуме. В этот период создал пособие для молодых людей «Начальная дверь к христианскому добронравию», а также ряд философских работ.

Во второй половине 1760-х годов отказался от духовной карьеры, стал странствующим проповедником, работал над переводами сочинений Плутарха и Цицерона. Труды при его жизни не издавались, но имели широкое хождение в устном творчестве и рукописных списках. Главным объектом во всех его трудах является человек ― венец творения. Сковорода акцентирует внимание на проблемах добра и зла, счастья, смысла жизни и т. д.

Создает своеобразную нравственно-антропологическую философию жизни, подчеркивает приоритет духовно-нравственного начала в человеке и обществе, пронизанную общечеловеческими ценностями, идеями любви, милосердия, сострадания и др. Клеймил позором мир «благородных дармоедов», осуждал погоню знатных за престолами, золотом, чинами, был противником крепостного права.

Новые возможности благовестия и надежды начала ХХ века

Во время революции 1917 г. и в первые послереволюционные годы новый всплеск идей создания прекрасного будущего, почти «Царства Небесного», вновь охватил всю Россию. Ярким представителем этого времени был И. С. Проханов (1869-1935). Религиозный и политический деятель, личность яркая, одаренная, энергичный и талантливый руководитель (1908-1928) Всероссийского союза евангельских христиан. Богословское образование получил в Англии, известный христианский поет и проповедник.

В 1917 г. создал христианско-демократическую партию «Воскресение». Выступал за единство христиан. Проводил совместные евангелизационные богослужения с представителями разных конфессий: лютеран, православных и др. В этот период Евангелие проповедовалось везде и всюду: на площадях, улицах, в театрах, среди солдат в армии.

В 1923 г. выступал за обновление религиозной жизни. В 1926 г. выдвинул проект создания евангельско-христианской утопии ― «Города Солнца» на Алтае, получив разрешение от самого В. И. Ленина на его строительство и на создание хозяйственных коммун. Такая активная деятельность не могла быть незамеченной, за Прохановым наблюдали представители власти и периодически отправляли в заключение. Однако последователи были воодушевлены и на подъеме ожидали прекрасного будущего.

Вскоре все это прекратилось. Начались репрессии. В 1928 г. Проханов был вынужден выехать из СССР, а в 1935 году умер в Берлине.

Значение Реформации

Реформация 1517 г. открыла возможности нового понимания и переосмысления христианских истин. В современном мире реформационные идеи продолжают развиваться и наполняют мир. Призыв Кальвина к бережливости и труду стимулировал развитие мануфактур (промышленности) и рост капитализма. Появилась возможность переводить Священное Писание на языки народов. Кальвин содействовал образованию, установил трехступенчатую систему обучения, вершиной которого являлась академия (сегодня это известный Женевский университет).

Библиография

  1. Бойко, О. Д. Історія України: посібник. ― вид. 2-ге, доп. ― Київ: Академвидав, 2004. ― 655 с.
  2. В котле России: автобиография И. С. Проханова. ― 1992. ― 263 с.
  3. Жуковський, Аркадій, Субтельний, Орест. ― Нариси історії України. ― Львів, 1992. ― 230 с., іл., портр.
  4. История баптизма. ― Одесса: Богомыслие, 1996. ― 489 с.
  5. Історія релігії в Україні. Т. 5. Протестантизм в Україні. Ред. П. Яроцького. ― Київ, 2002. ― 423 с., іл.
  6. Кернс. Э. Дорогами христианства. История церкви. ― Москва: Протестантизм, 1992. ― 415 с.
  7. Любащенко, В. Історія протестантизму в Україні: курс лекцій. ― Львів : Просвіта, 1995. ― 350 с.
  8. Махновець, Л. Є. Григорій Сковорода: біографія. ― Київ : Наук. думка, 1972. ― 255 с., іл.
  9. Мережковский, Д. С. Реформаторы: Лютер, Кальвин, Паскаль. ― Брюссель, 1990. ― 323 с., ил., портр.
  10. Огієнко, І. І. Українська церква. ― К., 1993. ― 284 с.
  11. Поснов, М. Э. История христианской церкви (до разделения Церквей ― 1054 г.) ― Брюссель, 1964. ― 614 с.
  12. Санников, С. И. Популярная история христианства. ― Москва : Астра, 2014. ― 420 с., ил.
  13. Субтельний, Орест. Україна: історія. ― вид. 3-є. ― Київ : Либідь, 1993. ― 717 с., іл.
  14. Тальберг, Н. История христианской церкви. ― Москва : Астра, 1991. ― 142 с.
  15. Успенский, Ф. И. История крестовых походов. ― Москва : Мысль, 2001. ― 120 с.
  16. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. ― изд. 7-е. ― Москва : Республика, 2001. ― 719 с., портр.
  17. Христианство: энциклопедический словарь в 3-х томах / Брокгауза и Эфрона. ― Москва : Большая рос. Энциклопедия, 1995. ― т. 3. ― 781 с.
  18. Христианство: словарь / под общей ред. Л. Н. Митрохина. ― Москва : Республика, 1994. ― 557 с.
  19. Шмеман, А. Исторический путь православия. ― Париж, 1989. ― 389 с.
  20. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. ― Москва: Республика, 1995. ― 383 с., ил. (ЖЗЛ).

Н. Г. Трухан

Иллюстрация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *