Увертюра Босха, или Зачем нужна Реформация
10.10.2016
В Ірпені пройшла стратегічна конференція ВСЦ ЄХБ−2016
10.10.2016

Sola Scriptura — только Писание

Во время протестантской Реформации в XVI столетии реформаты пользовались коротким словом, которое затем стало очень важным. Это особенное слово имело огромное значение для реформатов и церквей, которые возродили истину Священного Писания. Это слово — «только».

Очень важное слово

Хотя это и обычное слово, но в нем сокрыта большая сила. Если ты скажешь: «Сегодня я вместе со своими друзьями поднял стокилограммовую штангу» или: «Сегодня только я один поднял стокилограммовую штангу», то благодаря слову «только» разница между этими высказываниями будет весьма велика. Если ты вместе со своими четырьмя друзьями поднял 100 килограммов, то на каждого из вас пришлось всего по 25 килограммов веса. Но если же только ты сам, без посторонней помощи, смог поднять 100 килограммов, то ты очень сильный парень.

Реформаты заметили, что в Библии часто подчеркивается понятие «только» (от лат. “sola”). Писание не учит, что наше спасение — это труд Христа, который Он совершает для нас, плюс то, что мы совершаем сами для себя. Писание учит, что мы спасаемся только Христом. Реформаты также понимали, что Библия не говорит о том, что для спасения необходима благодать плюс наши добрые дела, молитвы или благие намерения. Мы спасаемся только по благодати. Более того, церкви Реформации возродили библейское учение о том, что мы спасаемся только через веру, и все это совершается только ради Божией славы.

Мы изучим другое великое «только» — только Писание (лат. “sola Scriptura”). Это очень важный столп христианской веры, без которого она просто разрушится. Все остальное зависит от этого жизненно важного учения. Если мы не возводим «здание» нашей веры на одном только Слове Божьем, тогда мы строим его на своих собственных мыслях и убеждениях или на учениях каких-то выдающихся людей. А это является фундаментом религии, изобретенной человеком. Но христианская вера строится лишь на том, что говорит нам Сам Бог.

Возникновение этого учения

К моменту возникновения протестантской Реформации Римско-католическая церковь учила (и продолжает учить так до сегодняшнего дня), что для нашей веры существует более чем один критерий или авторитетный источник. Католическая церковь учила, что Библия истинна, что она является Словом Божьим и обладает авторитетом для верующих. Однако тут же заявляла, что Библия не является единственным авторитетным источником для христианской веры.

Поскольку церковь постановила, что Библия недостаточно ясна для обычного верующего, утверждалось, что для руководства в нашей вере и жизни помимо Библии необходимо что-то еще. Со времени провозглашения недостаточности одной только Библии, Римская церковь заявила, что, помимо Писания, мы нуждаемся в церковных традициях и учениях в качестве надежного основания для христианской веры.

На протяжении долгих лет многие решения принимались папами и церковными советами. Церковь заявила, что эти решения или традиции обладают авторитетом, равным авторитету Библии. И действительно, на Тридентском соборе, который состоялся в период между 1545 и 1563 гг., открыто заявили, что Писание и церковная традиция обладают одинаковым авторитетом. И то, и другое должно приниматься и удостаиваться равного почтения.

Столкнувшись с этим небиблейским учением, реформаты провозгласили принцип “sola Scriptura”, что значит «только Писание». К примеру, Мартин Лютер говорил, что учение церкви должно основываться на Библии, а не на церковной традиции или советах, которые иногда бывают ошибочными. Он заявил, что только Библия является нашим мерилом в вопросах веры.

В 1521 году Карл V, император Священной Римской империи, приказал Лютеру явиться на собрание, называемое сеймом, в немецком городе Вормсе. Там Лютер должен был дать отчет о том, во что он верил. Ему было велено отречься от своих убеждений и публично признать, что то, что он написал, было ересью. Вместо этого Мартин Лютер заявил, что только Библия может заставить его изменить свои верования.

«Совесть моя Словом Божьим связана». — бесстрашно сказал он перед судом. — «Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. На сем стою и не могу иначе. Бог да поможет мне. Аминь».

Все остальные реформаторы поддержали его заявление о том, что только Библия является непререкаемым авторитетом для церкви. Папы, церковные советы и традиции не имеют никакой власти, когда они не соответствуют Библии. Достаточно одной только Библии. Нам больше ничего не нужно в дополнение к ней. Она — тот конечный стандарт или авторитет для христианской веры.

Что не означает «sola Scriptura»

Истина “sola Scriptura”, т. е. «только Писание», как один из столпов христианской веры, может быть неверно истолкована некоторыми людьми. Мы должны ясно понимать, чего не означают слова «только Библия».

  1. “Sola Scriptura” не означает, что вся истина находится только в Библии. Бог открылся нам двумя способами. Особое откровение — это записанное Божье Слово, Библия. Также Бог открылся нам в Своем творении; мы называем это общим откровением. Из общего откровения среди прочего мы узнаем много интересных, полезных и необходимых истин о медицине, географии, истории и естествознании. Мы не узнаем этого из Библии. Нужно сказать, все, о чем бы ни говорила нам Библия, является истиной, но она не говорит нам все обо всем. Особое и общее откровения никогда не противоречат друг другу, потому что и то, и другое исходит от Бога, Который говорит только истину.
  2. Когда мы используем выражение «только Библия», мы не подразумеваем под этим, что любой библейский стих ясен каждому верующему. В ней есть и такие стихи, которые до сих пор смущают даже самых умных богословов после многих лет учебы. Однако весть о Божьей благодати настолько ясна всем тем, кто в вере читает о ней, что нам не нужна церковь, которая бы растолковала эту весть прежде, чем мы уверуем в нее.
  3. Подчеркивание понятия «только Писание» вовсе не означает, что проповедь и учение Слова Божьего церковью и ее служителями не помогают в понимании Библии. Принцип “sola Scriptura” не означает, что нам не нужны хорошие наставления от тех, кто определен Богом изъяснять Слово. Этот столп веры не подразумевает, что церковь нам не нужна; такое толкование его неверно.
  4. “Sola Scriptura” не означает, что мы можем не повиноваться тем, кто имеет над нами власть. Мы должны подчиняться законам нашей страны, родителям, учителям и старшим. Слово Божье ясно показывает, что это наш долг. Однако конечная и наивысшая власть остается у Слова Божьего.

Что означает «sola Scriptura»

“Sola Scriptura” означает, что все необходимое для нашего спасения и христианской жизни настолько ясно изложено в Библии, что верующие могут самостоятельно понять эти истины. Только Библия является фундаментом всего, во что мы верим, и стандартом для христианской жизни. Есть ли помимо Библии еще какая-нибудь Божья истина, которую нам необходимо знать, чтобы спастись? Нужен ли нам кто-либо, кто мог бы истолковать Библию прежде, чем мы уверуем в Бога и поверим Его Слову? Правильный ответ: «нет». Нам достаточно одной только Библии. Если же кто-то пытается внушить вам, что нам нужна Библия плюс что-то еще, знайте, что такой совет является ни чем иным, как формулой ереси.

Почему мы исповедуем принцип «sola Scriptura»

В Ветхом Завете Сам Бог учил, что в качестве окончательного авторитета для нашей веры достаточно одного Писания. В книге Второзаконие 31:9 есть такие слова: «И написал Моисей закон сей…», которому он учил своих людей. В стихе 12 есть повеление, чтобы эти слова были зачитаны всему народу: «… чтобы они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего». Далее в книге Второзаконие 32:45-47 мы читаем: «Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю, тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша…». Иначе говоря, для их жизни и спасения было достаточно Писания. Им не нужно было что-то еще, прежде чем они узнали истину. Им достаточно было записанных слов.

В Новом Завете апостол Павел дает Тимофею следующее повеление: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:14-17).

Поскольку Библия действительно является непосредственным Словом Божьим, которое Он буквально выдохнул, она полностью истинна. Во всей Библии нет ни одной ошибки, чего мы не можем сказать о решениях пап или церковных советах. Они всего лишь грешные люди, в то время как Библия — богодухновенна и безошибочна. Поэтому только Библия является нашим непререкаемым авторитетом.

Почему вопрос о том, придерживаемся ли мы этого столпа христианской веры, является решающим? Потому что Божье Слово — истина, и только она сможет устоять в качестве стандарта для нашей веры и жизни. В Евангелии от Иоанна 17:17 Иисус признал перед Богом Отцом: «Слово Твое есть истина».

Слово Божье есть истина, поскольку только оно вдохновлено Богом. Слова человека исполнены заблуждений, потому что он грешник. Богу известно все, а наши познания ограничены. Слово Божье совершенно и достаточно (2Тим.3:16-17), наше же — неполноценно. «Слово Господне пребывает вовек» (1Пет.1:25), а слово человеческое пройдет.

Мы твердо держимся за столп “sola Scriptura”, поскольку только Библия является непосредственным Словом Божьим. Человек не может быть мерилом истины. Бог — этот стандарт! Этот столп веры учит, что только Библия является нашим непререкаемым авторитетом, потому что ее автор — суверенный Бог.

Если мы считаем, что Библии недостаточно, и почитаем человеческое слово наравне с Божьим, мы получим смесь истины с ложью. Бог осудит нас, но не на основании человеческого слова, а на основании Своего Слова и Своего стандарта. Поэтому в книге Откровение 22:18-19 Он провозгласил следующее: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей».

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз, «Доктрины благодати: столпы реформатской веры»

Источник: reformed.org.ua

Иллюстрация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *